В составе небольшой делегации Госдумы я, будучи депутатом, была в Эстонии, где мы вели официальные переговоры с комитетом по международным делам парламента республики. В конце визита у нас была неформальная беседа с бывшим президентом Эстонии – Ленартом Мери у него на даче на взморье. Беседа была интеллектуальной и со скрытой пикировкой. И я тогда саркастически обронила, что Эстонии, получившей от большевиков независимость именно в русле ленинской национальной политики, более логично было бы сохранять памятники Ленину, а не низвергать их.
Нарочницкая, интервью с которой обнаружил наш читатель, выступающий под ником Всезнайка, сочиняет. Большевики не собирались предоставлять независимость Эстонии. После разгона Временного земского совета Эстляндской губернии при комиссаре Временного правительства России 2 декабря 1917 года, исполком Совета рабочих и солдатских депутатов Эстляндии 1 февраля 1918 года опубликовал проект конституции Эстляндской трудовой коммуны, согласно которому та провозглашалось автономной республикой в составе Советской России. Руководство Земского совета ушло в подполье, и создало собственное временное правительство – Комитет спасения Эстонии во главе бывшим заместителем городского головы Таллина Константином Пятсом. Именно Комитет Пятса и провозгласил 24 февраля её независимость.
Затем Эстонию оккупировали германские войска. Эстонские и латвийские земли были объединены в вассальное Германии Балтийское герцогство во главе с бывшим губернатором германского Того в Африке Адольфом Мекленбургом. Когда в Германии произошла революция, страна проиграла Первую мировую войну и её войска эвакуировались, они передали власть Пятсу.
Эстонские большевики не признали это решение и обратились за помощью к российским. К началу января 1919 года Красная армия заняла половину Эстонии с городами Нарва, Раквере и Тарту. Однако и Пятс получил поддержку извне. На его стороне выступил сформированный русскими белогвардейцами Псковский добровольческий корпус, прибывшие из Финляндии 1-ый добровольческий отряд и полк «Сыновья севера», добровольческие отряды из Дании и Швеции, а также английская эскадра. В боях с ними большевики потерпели поражения и оставили Эстонию. Попытка их повторного вторжения в феврале-марте провалилось.
После того, как белогвардейская Северо-Западная армия и поддержавшие её эстонские войска в свою очередь не смогли взять Петроград и отступили к границе, красные атаковали защищаемую белыми Нарву, но тоже неудачно. Обе стороны исчерпали свои возможности и согласно Тартускому мирному договору 2 июня 1920 года признали друг друга. За это признание эстонцам и поклоннице белого движения Нарочницкой следует благодарить командующих Псковским корпусом Генриха фон Нефа и Антона Дзерожинского, а также командующего Северо-Западной армией Николая Юденича (который 7 августа 1919 года признал независимость Эстонии). Но никак не Ленина, который в 1918-1919 гг. неоднократно пытался сделать её большевистской республикой под властью Москвы.