Найти тему
Калашникова говорит!

Как подготовить первоклассника к школе: советы психолога родителям

1 СЕНТЯБРЯ И ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ, И ДЛЯ ИХ РОДИТЕЛЕЙ НАЧИНАЕТСЯ НОВАЯ ЖИЗНЬ. ФОТО: VIKTOR POGONTSEV/GLOBALLOOKPRESS
1 СЕНТЯБРЯ И ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ, И ДЛЯ ИХ РОДИТЕЛЕЙ НАЧИНАЕТСЯ НОВАЯ ЖИЗНЬ. ФОТО: VIKTOR POGONTSEV/GLOBALLOOKPRESS

До старта учебного года осталось меньше недели. Как помочь себе и детям легко пройти процесс адаптации? Своими рекомендациями поделились психологи Зоя Немирова и Надежда Гамалий.

Сходите в школу на экскурсию

Если ваш ребенок в этом году идет в первый класс, ваша задача - сделать школьную жизнь для него максимально предсказуемой. Почему? Потому что чаще всего пугает неизвестное и новое: незнакомая обстановка, люди и правила, считают психологи.

Зоя Немирова советует провести для детей экскурсию по школе, убедиться, что они запомнили, где находится их кабинет, туалет, столовая, как зовут педагога. Рассказать, как вести себя на уроках, что делать, если они потеряются или что-то забудут. Можно обсудить с ребенком порядок действий на словах или обыграть его с помощью игрушек дома. В последнем варианте будет возможность убедиться, что малыш запомнил алгоритм.

«Если ребенок столкнулся с какими-то сложностями, стоит обсудить, как он вышел из этой ситуации. Сделать акцент не на проблеме, а на ее решении. Например, ребенок заблудился, но спросил у чужого преподавателя дорогу и нашел свой кабинет. Обязательно похвалите, что он как взрослый сам смог найти выход», - рекомендует Зоя Немирова.

Что делать, если потерял школьную форму

Конечно, не раз будут ситуации, когда без вмешательства взрослого с первого раза ребенку не удастся решить проблему. Например, сын потеряет спортивную форму, а найти не сможет или обнаружит пропажу только дома. В таких случаях психологи советуют вести себя так:

«Не стоит решать проблемы за ребенка. Дайте ему возможность получить свой жизненный опыт. Когда случается что-то неприятное, спросите, почему, по его мнению, эта ситуация произошла, чему научила. Можно ли ее исправить? Например, в случае с формой можно вместе подумать, где ребенок мог оставить одежду, у кого можно спросить, где посмотреть», - объясняет Надежда Гамалий.

Пусть ребенок учится, вы школу уже закончили

Школа стала каким-то глобальным стрессом в жизни человека, и в первую очередь - мам и пап, отмечают психологи.

"1 сентября между родителями и детьми встает ОНА - школа. Такого напряжения, которое есть сейчас по отношению к школе, лет 20-30 назад не было. Это воспринималось как рядовое событие. Мы сами начинаем нагнетать обстановку, особенно если есть дети - первоклассники или старшеклассники", - считает психолог Зоя Немирова.

Эксперт уверена – стоит напомнить себе, что вы сами школу уже закончили. Теперь учится ваш ребенок. Ваша задача - не делать что-либо за него, а быть готовым помочь и поддержать: выслушать, объяснить тему, если разбираетесь, обсудить полученное задание.

"Учиться в школе - чья работа: родителя или ребенка? А у нас почему-то мамы и папы, бабушки и дедушки эту работу у них забирают частично, а потом обижаются, что дети уроки не учат сами и идти в школу не хотят. Делая за ребёнка, мы не даем ему возможности получить свой опыт, почувствовать свое влияние и ответственность за успехи или неудачи в учебе", - добавляет Надежда Гамалий.

Психологи уверены: детям надо дать право сделать уроки неидеально, а порой и не сделать, чтобы они могли ощутить последствия. Можно высказывать свое эмоциональное отношение к ситуации: «Меня огорчают невыученные уроки» или «Меня беспокоит, что невыученные уроки помешают сдать экзамен».

Получил двойку: стоит ли жаловаться подругам?

Вопрос мотивации к учебе один из самых болезненных для родителей. По мнению экспертов, плохие оценки часто связаны с тем, что успехи ребенка воспринимаются как должное, а неудачам придается излишняя важность.

«Ребенок принес двойку, и мы сначала его отчитаем, а потом еще позвоним всем родным и подругам и расскажем об этом. Что в этот момент ребенок чувствует? Он думает: «Я плохой, но в этот момент я получил столько внимания. Зачем мне напрягаться? Зачем мне учить какой-то предмет на хорошую оценку, если это по умолчанию проходит?!», - поясняет Зоя Немирова.

Вместо этого специалисты советуют хвалить детей за любые, даже небольшие успехи, интересоваться их увлечениями. Тогда им захочется показывать себя именно с этой одобряемой стороны, дальше учиться и развиваться. Всем хочется любви, признания и внимания. И если не получается добиться их по-хорошему, то в ход идет асоциальное поведение, убеждены психологи.