Найти тему
Infinita Book

Эрмитаж: 15 картин, которые стоит увидеть

Зимний дворец (Санкт-Петербург)
Зимний дворец (Санкт-Петербург)

Эрмитаж (The State Hermitage Museum) был основан в 1764 году Екатериной II и изначально функционировал как частная коллекция. С течением времени он становился все более общедоступным и расширялся за счет приобретения произведений искусства, дарений и археологических раскопок. Музейный комплекс включает в себя шесть связанных между собой зданий — Зимний дворец, Запасной дом Зимнего дворца, Малый Эрмитаж, Большой (Старый) Эрмитаж, Новый Эрмитаж и Эрмитажный театр.

За годы существования Эрмитаж не только сохранял и пополнял свои собрания, но и стал одним из центров искусства и образования. В музее проводятся концерты, лекции, мастер-классы и другие мероприятия, предоставляющие публике возможность углубиться в мир искусства.

Эрмитаж — это не просто музей, где история искусства соединяется с историей России и мировой культуры. Это место, которое продолжает вдохновлять и обогащать наш внутренний мир и знания. В этой статье мы посмотрим на 15 картин из коллекции Эрмитажа.

1. "Юдифь"

"Юдифь", 1504 (Джорджо Барбарелли да Кастельфранко)
"Юдифь", 1504 (Джорджо Барбарелли да Кастельфранко)

Картина Джорджоне посвящена библейской истории Юдифи и Олоферна. По сюжету события происходят во времена, когда армия Навуходоносора осадила город Ветилую. Жительница этого города Юдифь, мудрая и храбрая женщина, пробралась к Олоферну, который был придворным военачальником ассирийского царя. В лагере противника она завоевывала доверие Олоферна своей красотой и умом.

Когда Олоферн опьянел, Юдифь взяла его меч и, воспользовавшись моментом слабости, отрубила ему голову. Затем она отправилась обратно в свой город и показала голову полководца жителям Ветилуи. Это вдохновило их на сопротивление и привело к победе над оккупантами.

История Юдифи и Олоферна является символом смелости и веры, а также победы добра над злом. Джорджоне, в отличие от многих художников, писавших картины на этот сюжет, создал спокойную и умиротворённую атмосферу в своей работе.

2. "Юноша с лютней"

"Юноша с лютней", 1595 (Микеланджело Меризи да Караваджо)
"Юноша с лютней", 1595 (Микеланджело Меризи да Караваджо)

На картине "Юноша с лютней" (также "Лютнист") изображён молодой мужчина, который играет на лютне. Он сосредоточен на своей музыке и воспроизводит музыкальное произведение. Картина захватывает момент творчества, придавая портрету живость и натуральность. Художник великолепно передал детали инструмента и выражение лица музыканта.

Однако, помимо музыкального аспекта, "Лютнист" также символизирует типичные черты и стили Караваджо. Он использовал сильный контраст света и тени, что придаёт его работам особую драматичность. Фон картины остаётся тёмным, подчёркивая фигуру музыканта и инструмент.

3. "Завтрак"

"Завтрак", 1617 (Диего Веласкес)
"Завтрак", 1617 (Диего Веласкес)

Диего Веласкес создал своё произведение "Завтрак" в возрасте 18 лет. Его мастерство уже на этом этапе творчества было поразительным. Художника привлекали живые сцены из народной повседневности, и на этой картине он замечательно воплотил момент общего завтрака. На полотне представлены три разных возраста и типа мужчин, каждый из которых с точностью описывает свою жизненную стадию. Молодой художник виртуозно передал характер каждого персонажа.

"Завтрак" Диего Веласкеса отражает влияние Караваджо, видимое в глубоких контрастах света и тени, мягком объеме предметов, будто выходящих за пределы холста. Стоит обратить внимание на хлеб и даже ручку ножа, которые кажутся выпадающими из изображения.

4. "Возвращение блудного сына"

"Возвращение блудного сына", 1668 (Рембрандт Харменс ван Рейн)
"Возвращение блудного сына", 1668 (Рембрандт Харменс ван Рейн)

Картина изображает момент из одноименной библейской притчи из Евангелия от Луки. Притча рассказывает историю блудного сына, который ушел из дома своего отца, разбазарив свое наследство, и в конечном итоге вернулся домой, где его отец с радостью принял обратно. На картине Рембрандт мастерски передал эмоции и драматизм момента. Центральным фокусом является встреча между блудным сыном и его отцом. Отец, старый и мудрый, обнимает и целует сына, измученного и покорного. Вокруг них собраны другие персонажи, включая слуг и членов семьи, выражающих разные реакции на возвращение сына.

Рембрандт создал эффект мягкого света, который падает на лица персонажей. Он также обратил внимание на детали и выразительность жестов и выражений лиц, что делает сцену более живой и драматичной. "Возвращение блудного сына" Рембрандта олицетворяет художественное мастерство художника в передаче человеческих чувств и моральных ценностей. Эта картина остается одним из величайших произведений искусства и одним из важных достижений в истории живописи.

5. "Портрет дамы в голубом"

"Портрет дамы в голубом", около 1780 (Томас Гейнсборо)
"Портрет дамы в голубом", около 1780 (Томас Гейнсборо)

На своих картинах Гейнсборо часто изображал аристократических особ, и "Портрет дамы в голубом" не является исключением. На портрете изображена неизвестная дама, представленная во всей своей изящной красоте и роскоши. Она одета в голубое платье, которое выделяется на темном фоне и создает контраст, подчеркивающий ее изящество.

Гейнсборо изящно изобразил текстуры одежды, воссоздал богатство ткани платья и шелка. "Портрет дамы в голубом" идеально передает стиль и элегантность английской аристократии XVIII века. Эта картина приковывает внимание зрителей своей изысканной красотой и является примером мастерства Гейнсборо в искусстве портрета.

6. "Танец"

"Танец", 1910 (Анри Матисс)
"Танец", 1910 (Анри Матисс)

На картине "Танец" Матисс изображает пять голых фигур, объединенных вокруг центрального пятна. Эти фигуры танцуют в круге, их тела яркие и экспрессивные, словно они стали частью ритмичного движения. Картина передает энергию и радость движения, что характерно для танцевальных выступлений.

Особенностью этой картины является простота и абстракция форм. Матисс упрощает фигуры до основных цветовых и формальных элементов, отказываясь от подробных деталей. Он использует яркие и чистые цвета, чтобы выразить радость и эмоции танца.

"Танец" Матисса считается одним из ключевых произведений фовизма, художественного направления, которое подчеркивало яркие цвета и абстракцию. Картина олицетворяет радость движения и свободу выражения, что было характерно для искусства начала XX века.

7. "Гавань в Марселе"

"Гавань в Марселе", 1907 (Поль Синьяк)
"Гавань в Марселе", 1907 (Поль Синьяк)

Картина французского художника неоимпрессиониста Поля Синьяка выполнена в технике пуантилизма, характеризующейся мелкими точечными мазками. На ней мы видим внутреннюю гавань Старого марсельского порта, которой восхитился Синьяк во время поездки в Марсель осенью 1898 года.

8. "Союз Земли и Воды"

"Союз Земли и Воды", 1618 (Питер Пауль Рубенс)
"Союз Земли и Воды", 1618 (Питер Пауль Рубенс)

Рубенс воплотил в искусстве идею соединения двух важнейших стихий через античную мифологию. Бог морей Нептун, опирающийся на трезубец, символизирует Воду, в то время как Кибела, держащая в руке рог изобилия, представляет Землю. Этот благословенный союз олицетворяет плодородие, богатство и процветание.

Картина также отражает влияние позднего итальянского Ренессанса, особенно венецианских художников, через пирамидальную композицию, симметрию и равновесие форм, а также чувственное изображение обнаженных тел и теплую золотисто-коричневую палитру.

Кроме того, Рубенс дал картине современное содержание, связав его с актуальными проблемами своей страны. Союз Земли и Воды метафорически отражает союз города Антверпена с рекой Шельдой, устье которой было блокировано голландцами, отрезав Фландрии доступ к морю. Таким образом, Рубенс органично сочетает мифологию с реальностью и национальной историей, создавая произведение искусства, богатое смыслом и красотой.

9. "Мадонна Литта"

"Мадонна Литта", около 1490 (Леонардо да Винчи)
"Мадонна Литта", около 1490 (Леонардо да Винчи)

"Мадонна Литта" — это картина конца XV века, традиционно приписываемая Леонардо да Винчи. На ней изображена Дева Мария, кормящая грудью младенца Христа, представляя собой молитвенное изображение, известное как "Кормящая Мадонна". Фигуры находятся в темном помещении с двумя арочными проходами, как на ранней картине Леонардо "Мадонна с гвоздикой", и за ними виднеется гористый пейзаж. В левой руке Христос держит щеглёнка, символизирующего его будущие страдания.

10. "Святой Себастьян"

"Святой Себастьян", 1494 (Пьетро ди Кристофоро Ваннуччи)
"Святой Себастьян", 1494 (Пьетро ди Кристофоро Ваннуччи)

Картина Пьетро Перуджино "Святой Себастьян" изображает христианского мученика, который был расстрелян стрелами по приказу императора Диоклетиана. Святой Себастьян обычно изображается обнажённым и пронзённым стрелами, что символизирует его мученическую смерть.

Лицо святого Себастьяна не выражает физической боли, а скорее погружено в молитвенное состояние, взгляд его устремлён к небу. На стреле, пронзившей шею мученика, художник написал своё имя.

11. "Поцелуй украдкой"

"Поцелуй украдкой", 1787 (Жан-Оноре Фрагонар)
"Поцелуй украдкой", 1787 (Жан-Оноре Фрагонар)

Фрагонар создавал произведения искусства на разнообразные, часто игривые и изящные темы, отражая в них стиль позднего рококо. Его работы излучают непринужденную изящность и часто содержат пикантные и ироничные сюжеты. Фрагонар также был мастером портретов и пейзажей, а его манера исполнения заранее предвосхитила появление импрессионистов.

Картина "Поцелуй украдкой" была создана художником в поздние годы его творчества, когда в мире искусства стала популярной классическая стилистика с её четкими линиями и сдержанной палитрой. Несмотря на это влияние классицизма, Фрагонар сохранил свою уникальность и художественное видение. На этой картине можно заметить влияние голландских художников XVII века, особенно в деталях, таких как шёлковое платье, прозрачный шарф и детальный узор на ковре.

12. "Несс и Деянира"

"Несс и Деянира", около 1630-1640 (Питер Пауль Рубенс)
"Несс и Деянира", около 1630-1640 (Питер Пауль Рубенс)

На этой картине Питера Пауля Рубенса запечатлена мифологическая история, о которой рассказывает Овидий в своих "Метаморфозах". В этом сюжете Геракл и Деянира сталкиваются с необходимостью пересечь реку. Геракл, сильный и смелый герой, решает переплыть её самостоятельно, а Деянира предпочла переправиться с помощью кентавра по имени Несс.

Мы видим момент, когда Деянира усаживается на спину Несса, который, очарованный её красотой, решает похитить её и внезапно бросается вперёд. Геракл, несмотря на свою силу, не может пройти мимо этой угрозы и стреляет в кентавра ядовитой стрелой из своего лука, нанося ему смертельное ранение. В этот момент кентавр обращается к Деянире с просьбой собрать его кровь, которая, по его убеждению, обладает уникальной способностью вернуть потерянную любовь. Он умалчивает о том, что его кровь отравлена и что это действие обречёт Геракла на несчастье.

Эта картина привлекает внимание высокой драматичностью и напряжённостью, когда судьбы персонажей переплетаются в опасной ситуации.

13. "Даная"

"Даная", 1636 (Рембрандт Харменс ван Рейн)
"Даная", 1636 (Рембрандт Харменс ван Рейн)

Картина "Даная" является одной из знаменитых работ голландского художника Рембрандта в стиле барокко. На ней изображена Даная, персонаж древнегреческой мифологии. Даная была дочерью царя Акрисия и одной из самых красивых женщин своего времени. Миф рассказывает, что оракул предсказал смерть Акрисия от руки своего внука, поэтому Акрисий запер Данаю в бронзовой башне, чтобы она не имела потомства.

Бог Зевс влюбился в Данаю и, чтобы приблизиться к ней, он превратился в золотой дождь и спустился в её башню. От этой встречи родился Персей, один из наиболее известных героев греческой мифологии. Впоследствии Персей случайно убил Акрисия, исполнив тем самым пророчество.

14. "Даная"

"Даная", 1554 (Тициано Вечеллио)
"Даная", 1554 (Тициано Вечеллио)

А это более ранняя версия картины на тот же сюжет, написанная Тицианом. Даная изображена в момент, когда она принимает Зевса, который приходит к ней в облике золотого дождя. Картина Тициана прекрасно передает барочный стиль эпохи Ренессанса. Даная изображена в чувственной и соблазнительной позе, с умиротворенным выражением лица. Она лежит на мягкой подушке, окруженная богатыми тканями. Золотой дождь, символизирующий приход Зевса, сияет над ней.

15. "Женщина, держащая плод"

"Женщина, держащая плод", 1893 (Поль Гоген)
"Женщина, держащая плод", 1893 (Поль Гоген)

Картина была написана Гогеном в 1893 году во время его пребывания на острове Таити.

На этой картине изображена таитянская женщина, держащая в руках плод. Это произведение характеризуется яркими цветами и стилем, который был вдохновлен полинезийской культурой и природой. Гоген создал несколько работ во время своего пребывания на Таити, которые отражают влияние этой экзотической среды на его искусство.

***

Конечно, говоря об Эрмитаже, сложно ограничивать себя всего пятнадцатью полотнами. В этой статье мы не сказали о прекрасных картинах Эль Греко, Анри Руссо, Пабло Пикассо, Винсента Ван Гога, Василия Кандинского, Камиля Писсаро, Лукаса Кранаха Старшего и многих других великих художников, которые также можно увидеть в стенах музейного комплекса. К тому же помимо картин там хранится огромное количество скульптур, предметов декоративного искусства, мебели, драгоценностей, антиквариата, костюмов и многого другого.

***

Спасибо, что уделили время для прочтения нашей статьи! Мы надеемся, что Вы нашли её интересной и полезной. Ваше внимание и поддержка значат для нас очень много. Вы можете поддержать развитие канала по ссылке:

Если Вы ещё не подписаны на наш канал, то подпишитесь, чтобы не пропускать новые публикации.

Мы также приглашаем Вас ознакомиться с другими статьями:

#картины #художники #эрмитаж #рембрандт #караваджо #матисс #искусство #рубенс #рафаэль #петербург