Порой моральные ограничения, которые человек ставит перед самим собой, оказываются не менее тяжёлыми, чем физические недуги. Он может быть абсолютно здоровым, но жить словно скован по рукам и ногам. Без возможности реализоваться в этом мире, запрещая себе истинные желания.
О синдроме "выученной беспомощности", так или иначе слышали многие. Но до конца понять суть данного явления. Сегодня разберём эту тему подробнее.
Что это такое?
Выученная беспомощность в психологии — это состояние, при котором человек перестаёт пытаться изменить ситуацию, даже когда у него появляется такая возможность. Проще говоря, когда мозг привыкает к поражению и заранее отказывается от борьбы.
Термин ввёл американский психолог Мартин Селигман в 1967 году после жестоких, но показательных экспериментов с собаками. Животных подвергали ударам тока без возможности бегства или иных способов спастись. Позже собак помещали в клетку с открытой дверью и не применяли ток, но те просто лежали и скулили. Не совершая никаких попыток покинуть импровизированную тюрьму.
Как это работает в психологии?
Позже учёные углубились в эту тему и поняли, что у людей, переживших жесткое обращение и психологическое насилие в раннем возрасте формируется синдром выученной беспомощности. Низкая мотивация, отсутствие уверенности в своих силах, а также чёткое внутреннее убеждение: «Я ни на что не способен! У меня ничего не получится».
Как следствие, это затрудняет реализации собственных возможностей, формирует деструктивные отношения, где тяжело уйти от агрессора. Человека будто ограничивает неведомая сила, которой он вынужден подчиняться. На деле же, ограничения не имеют ничего общего с действительностью и находятся лишь у вас в голове.
Выученная беспомощность - разрушительная привычка выбирать бездействие в ситуациях, которые можно и нужно решить. Рассмотрим бессознательные механизмы, приводящие к такому состоянию психики. Среди них:
- Неконтролируемые стрессы — если человек долго сталкивается с проблемами, на которые не может повлиять (жёсткий контроль в детстве, абьюзивные отношения, безысходная работа), он учится «не дергаться».
- Ожидание провала — мозг заранее рисует сценарий «всё равно ничего не выйдет», поэтому даже не пытается.
3. Самоограничение — «Зачем учиться, если я тупой?», «Не буду знакомиться — всё равно откажут», «Начальник тиран, но куда я денусь?».
Откуда берётся?
- Детство: гиперопекающие или напротив эмоционально холодные родители («У тебя не получится, давай я сам»).
- Травмирующий опыт: постоянные неудачи в карьере, личной жизни, реализации замыслов.:
- Социальное давление: стереотипы по типу «ты же девушка / уже не молодой / без связей».
Как распознать у себя?
- Пассивность в решениях («Пусть будет как есть»).
- Обесценивание своих усилий («Всё равно не оценят»).
- Поиск оправданий вместо действий («У других условия лучше»).
- Страх нового («А вдруг станет ещё хуже?»).
Как выбраться из этой ловушки?
1. Небольшие победы — ставить достижимые цели (даже небольшие, например встать вовремя, пойти хотя бы раз на пробежку), чтобы мозг сфокусировался на успехе.
2. Анализ контроля — разделять то, на что вы реально способны повлиять и то, что вне сферы вашего контроля. Сосредотачиваться на первой составляющей и именно туда прикладывать силы.
3. Когнитивная перестройка — менять внутренний диалог: с «я никчёмный», на «пока не получилось».
4. Поддержка — психолог, социальные группы, друзья, которые не дадут «утонуть» в жалости к себе.
Мартин Селигман, открывший феномен выученной беспомощности, позже разработал «позитивную психологию»— как противоядие от внутренних самоограничений. Его главный вывод: беспомощность — не приговор, а только привычка, которую можно переписать. Выдрессировать психику поступать по другому сценарию.
Как говорил великий философ Фридрих Ницше: «То, что не убивает, делает нас сильнее» — но только если мы не смиряемся с текущим положением дел, а совершаем усилия ради собственного благополучия.
Хотите ещё больше интересных статей? Подписывайтесь на Бусти и Телеграм