North American FJ-2/FJ-3 Fury — американский истребитель-бомбардировщик времен холодной войны. Полет прототипа состоялся в 1951 году. Спустя три года, в 1962 году, машина поступила в строй ВМС США . Всего было построено около 740 экземпляров этого самолета. На него устанавливался один двигатель ТРД General Electric J47-GE-2 (FJ-2) или Райт J65-W-2 . Самолет развивал максимальную скорость 1100 км/ч, а максимальная дальность полета составляла до 1600 километров. Бортовое вооружение — в варианте FJ-2 — состояло из четырех 20-мм пушек Colt Mk.12. https://dzen.ru/video/watch/64ea28fdebf4d23d4ed1cd35
В 1956 году появилась новая модификация самолета - FJ-3M (C 1962 года самолет получил обозначение F-1C Fury.), вооруженная управляемыми ракетами "Сайдвиндер" AAM-N-7 Первые ракетоносцы попали в эскадрилью VF-124. Позже появилась модификация "Фьюри" FJ-3D, оборудованная системой управления крылатыми ракетами "Регулус" Все самолеты этой модификации находились на вооружении авиационной группы GMGRU-2 в Пойнт Мугу (штат Калифорния).
Эксплуатация машины в строевых частях выявила недостаточную надежность силовой установки Некоторые летчики считали, что фирма завысила характеристики двигателя. Так, система смазки у него часто отказывала, что приводило к авариям. Кроме того, наблюдалось и усталостное разрушение диска турбины, в результате чего разлетающиеся лопатки насквозь пробивали фюзеляж, нанося ему непоправимые повреждения Разработчику двигателя – фирме “Райт” пришлось переделывать систему смазки и скруглять острые края лопаток, что снижало их пробивную способность.
Единственный случай боевого применения “Фьюри” отмечен в 1962 году, когда две эскадрильи FJ-4B (VA-144 и VA-146) с авианосца “Лексингтон” принимали участие в нанесении ударов по наземным целям в Лаосе. За три месяца боевых действий эти подразделения потеряли только один самолет. Попав под зенитный огонь, он еле дотянул до авианосца и при посадке ударился о палубу Возникший пожар быстро потушили, пилот Джон Гарлей чудом остался жив Таким образом этот “Фьюри” стал первым самолетом морской авиации, потерянным в боях над Юго-Восточной Азией
Когда пришло время снятия “Фьюри” с вооружения, фирма предложила заменить его новым вариантом – FJ-5. Внешне самолет походил на экспериментальный YF-107, но флот сделал свой выбор в пользу более перспективного F9F-9 “Тайгер”.
Все материалы, фото взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.