Найти тему
Красный Лотос

За тебя калым отдам!

Картинка из сети
Картинка из сети

Мы живем во времена, когда практически любая информация нам доступна по клику компьютерной мышки. Даже если эта информация имеет гриф секретности, то и ее частично можно получить под видом "особого мнения" тех людей, которые давным давно "варятся в котелке" интересующей темы.

И тем печальнее на этом фоне выглядят те, кто пренебрегает возможностями 21 века, предпочитая опираться на сложенные годами, а то и столетиями стереотипы.

Да, можно заниматься экивоками, мол, не одни мы такие, и любые народы "страдают" примерно одними и теми же глупостями, однако российскому обществу, славящемуся на весь мир своей степенью начитанности, должно быть неудобно говорить подобные вещи.

Любая тема, которая так или иначе зацепила человека в потоке информации вполне стоит того, чтобы узнать о ней немного больше и понять, а действительно ли то мнение, которое у человека сформировалось, хоть как-то соотносится с действительностью.

Я слишком часто встречаю в комментариях в интернете и при личных беседах с людьми ярлыки, приклеиваемые к совершенно неуместным вещам.

При любом разговоре о Востоке обязательно "помянут" и калым, причем именно это слово почти обязательно употребят и для арабских стран, где присутствует махр, а вовсе не калым)))

Кто-то, кто наткнется на мой канал впервые, обязательно фыркнет и скажет: "А какая разница между калымом и махром? Те же "яйца", только в профиль!" - и будет сильно не прав)))

Сегодня разберемся, что же такое "калым", откуда он взялся, у каких народов был распространен ранее, где сохранился до наших дней, а также поймем и уясним, что же такое "махр" и почему он принципиально отличается от калыма.

1. Калым - как явление с глубоким смыслом

С давних пор люди всегда стремились к отношениям "дашь на дашь", то есть "услугу за услугу", "око за око" и "зуб за зуб". Что это значит? А это значит, что любая оказанная услуга (или совершенное зло) должна была перекрываться встречной услугой (встречным злом), чтобы не копить физических и моральных долгов.

Калым, как явление, стал продолжением этого самого "дашь на дашь", а не, как считают многие, "покупкой жены, будто козы".

Полагаю, что многие помнят, что в "лохматые годы" любые руки считались рабочими, в том числе и женские. Поэтому женщина, которая уходила от своих родителей, тем самым "обездоливая" их и привнося дополнительные рабочие руки в семью мужа, должна была каким-то образом такой переход компенсировать. Компенсация эта взималась с той семьи, в которую приходили новые рабочие руки, то есть с семьи жениха.

Помимо самой женщины, переходящей в род своего мужа, она еще и рожала новых членов рода мужа, то есть не просто переходила сама, но и пополняла ряды рабочих рук. Такое "приобретение" дорогого стоит и должно компенсироваться тем, кто родил и вырастил женщину, то есть ее роду (родителям).

Именно поэтому "калым", являющийся выкупом за новые рабочие руки в роде мужчины, и являлся обязательным атрибутом свадьбы. Помимо того, что женщина переходила в семью мужа, ее семья давала ей приданое, которое также должно было компенсироваться.

Многие считают, что калым платился лишь народами Кавказа и Средней Азии, однако и у славян подобная традиция существовала и даже дошла до наших дней, именуемая "выкуп за невесту".

Какая русская свадьба обходится без игры "выкупи невесту"? Да, сейчас это лишь игровой элемент в гуляниях, однако корни этого элемента весьма глубоки. Да и само "приданое" и "калым", просто иначе именуемое и обыгрываемое, существует и сейчас.

У продуманных женихов и невест, а также их родителей, в России до сих пор существуют договоренности: кто и в каких пропорциях оплачивает свадьбу; где и на каких условиях будут жить молодые; с каким базисом (бюджетом) они начнут свою жизнь.

Никто в России не возмутится, если невеста пойдет замуж с "приданным" в виде квартиры/машины/банковского счета и прочих материальных благ. Как и родители невесты явно будут рассматривать жениха не только с той точки зрения, что он "не пьет, не курит и работает", но и посмотрят на то, что он "за душой имеет", и что он готов своей будущей жене и потомству отдать.

Помимо некоего "стартового капитала" родители невесты также думают и о том, что кто-то и им в старости должен "стакан воды" подать, то есть они все же рассчитывают получить свою компенсацию за выращенную дочь, пусть и не деньгами, а будущими услугами.

На Кавказе и странах Средней Азии эта "компенсация за дочь" выплачивалась женихом единоразово и платилась именно родителям невесты, а вовсе не ей самой. Да и женщина переходила в род мужа, как бы отсекая себя от рода отца (смена фамилии и есть официальный "переход в род мужа").

Калым существует на территории РФ в традициях некоторых народов до сих пор, к примеру, у бурят калым поступает всецело в пользу родителей невесты. У башкир часть калыма принадлежит невесте, которая может вытребовать его судом, но обыкновенно принято оставлять его отцу.

У ахалцихских армян калым (хаасен) всецело обращается на приданое невесте. Обычай "продажи невесты" распространен среди горских племен Кавказа, где плата за невесту называется у черкесов калым, у осетин - ирад, у ингилойцев - мелче, у аварских горцев - могори.

Вопрос о размерах калыма имел у этих народов большое значение, так как при чрезмерной высоте его многие вынуждены прибегать к тайному и насильственному увозу женщин, а это при господстве обычая кровной мести частью влечет за собою кровавые столкновения между целыми родами.

В разные времена власти этих местностей стремились к тому, что в шутку называется "если безобразие невозможно предотвратить, то его необходимо возглавить", то есть стремились установить максимальный размер калыма за невесту, дабы сильно алчные родители не ставили свою дочь в неудобное или опасное положение.

Чем образованнее, воспитаннее, благообразнее и религиознее невеста, чем чище ее репутация, тем выше будет за нее калым и это, в целом, правильно.

Представьте себе, насколько может быть счастлива невеста в браке, если выросла она, условно, во дворце в окружении слуг, а жить с мужем должна в лачуге и без единой помощницы. Тут вряд ли поможет даже неземная любовь, ибо "когда нужда стучится в дверь - любовь вылетает в окно".

И это еще если брать в расчет только материальную составляющую, а как насчет моральной? Могут ли быть сильно счастливы молодые в браке, если меж ними пропасть в образовании и восприятии мира? Наверное, могут, только случаев подобных сильно мало.

Подводим итог по "калыму" - это компенсация родителям за потерю дочери, переходящей в род мужа (это, кстати, важно для сравнения с махром).

2. Махр, и его основные отличия от калыма

В священной книге мусульман Коране (сура 4, аят 4) сказано: "Даруйте женщинам их приданое от чистой души". То есть уже тут мы наблюдаем главное отличие калыма от махра, ибо махр - это дар мужчины женщине, а не ее родителям.

Махр в исламе - это имущество женщины, на которое никто не имеет права претендовать. Однако у нее есть право распоряжаться махром по своему усмотрению, то есть, если она желает, то может отдать его родителям, может вернуть его мужу, если их финансовое положение бедственное, либо пожертвовать в виде закята, либо просто оставить в банке на "черный день", или же потратить по своему желанию.

Почему так происходит? В первую очередь, причина такого понимания свадебного дара кроется в том, что женщина никогда не покидает рода своего отца и никаким образом не переходит в род мужа.

Женщины в арабских странах никогда не меняют фамилию после замужества, оставляют за собой принадлежность к роду отца, а потому в праве рассчитывать на помощь со стороны рода отца в спорных вопросах, в вопросах материального обеспечения в случае развода или вдовства, а также имеют право на часть наследства отца.

Размер махра определяют родители невесты и согласуют с ней. В целом, какого-то конкретного размера махра нет, однако каждая семья, определяя размер махра, опирается на следующие пункты:

  • уровень семьи невесты;
  • благообразность невесты;
  • уровень образования невесты;
  • уровень религиозности невесты;
  • возраст невесты;
  • ее репутация.

Чем выше уровень семьи невесты, чем она красивее и образованнее, и чем лучше ее репутация, тем больше будет размер махра и, соответственно, тем уже будет круг женихов, способных подобный махр выплатить.

Планка махра будет снижаться по мере ее взросления, то есть, чем старше девушка на выданье, тем меньше за нее попросят. Просматривается тут некий "эйджизм" (модное нынче словечко), однако он оправдан религией)))

Ислам однозначно говорит о том, что счастлива та семья, в которой много детей, а возраст невесты работает в этом смысле против нее. То есть, чем старше невеста, тем меньше детей за жизнь она сможет родить и наоборот.

После 25 лет невесты уже начинают буквально балансировать на грани, рискуя остаться вовсе незамужними, поэтому и размер махра и придирчивость к женихам начинает сильно стремиться вниз. Разумеется, что на откровенный мезальянс семья невесты пойдет вряд ли, но аппетиты явно поумерит.

Однако некоторые семьи умышленно ставят препятствия на пути брака их дочери, требуя очень большой махр. Это делается, если жених им не нравится, либо если у невесты есть некое психическое/физическое заболевание, а родители не хотят, чтобы об этом узнала "широкая общественность", соглашаясь прослыть "жадинами", но обеспечив браки другим своим детям, сохранив репутацию семье.

А вот кража невесты в арабских странах совершенно не распространена, хотя я и не исключаю, что в некоторых странах может встречаться. Дело в том, что воровство одной невесты положит начало череде похорон членов кланов невесты и жениха, потому как исламом строго запрещено насильно жениться на женщинах, а кража невесты - есть насилие. За поруганную честь девушки будет положено на погост столько народу, что лучше подобное и не затевать)))

Кое-где в арабских странах случались вопиющие случаи из разряда "да не доставайся же ты никому" (этим "славится" Египет, частично Иордания), когда несостоявшийся жених, получивший "от ворот поворот", просто убивал несостоявшуюся невесту, или уродовал ей лицо кислотой или лезвием.

Лезвием, кстати, пару-тройку десятков лет назад любили пользоваться именно в Иордании, причем был там особо садистский способ - два лезвия, вымоченных в чесночном соке, крепились к зажигалке или деревянному бруску. Таким оружием наносился один или несколько порезов жертве. Чесночный сок, в котором было вымочено лезвие, препятствовал заживлению нанесенных ран, тем самым отсекая любую возможность пластических операций.

Бывали случаи, когда невесты сами сбегали к жениху, которого не одобрили родители, однако это довольно самоубийственное действо, которое заканчивается хорошо лишь в единичных случаях.

Иностранным невестам также положен махр (вопреки расхожему мнению), однако размер этого махра в большинстве случаев будет весьма скромным.

Сам махр делится на "мусамма" (назначенный махр) и на "мисль" (то есть типовой махр). Про назначенный мы поговорили выше, а вот типовой махр установлен на нижней планке свадебного дара и составляет 10 дирхемов.

Вот, для иностранных невест (не арабок) как раз чаще всего и положен этот самый "мисль", то есть пресловутые 10 дирхемов (и их эквиваленту в других валютах арабских стран).

Дирхем (или дирхам) в настоящее время является валютой ОАЭ и стоит 25 рублей за 1 дирхам, то есть, если опираться на правило про "10 дирхам", то махр для иностранки составит всего 250 рублей))) Однако, так как имелись ввиду дирхемы, ходившие во времена появления ислама, то привязывать их к конкретной валюте ОАЭ неверно. Чаще всего, "мисль" в наше время составляет 100 долларов США.

Выплата махра может осуществляться как до свадьбы в полном объеме, так и иметь отложенный характер платежа, однако срок выплаты обязательно должен быть назначен, и если он не состоялся, то такой брак считается расторгнутым, а жениха (точнее уже мужа) ждут долгие разбирательства в суде и тумаки от родственников невесты)))

А вот невесте вовсе не обязательно иметь с собой приданное (в отличии от истории с калымом). Любое "приданое", которое нынче вменяется в обязанности семье невесты в некоторых арабских странах (Египет, Тунис, Марокко, Алжир, Иордания, Ирак, Сирия, Ливан, Ливия), в исламе является "садака" и носит исключительно добровольный характер.

То есть, если арабская невеста не внесла свой вклад в комфортное начало семейной жизни в виде мебели и бытовой техники в квартиру, то это вовсе не является основанием разрывать помолвку или брак с точки зрения ислама, ибо все эти вещи напрямую относятся к категории "обеспечение семьи" и вменяются именно мужчине.

Так, почему же иностранки не ценятся дорого? Экий расизм получается))) На самом деле все просто - размер махра устанавливается родителями невесты и согласуется с ней. Этот махр семья невесты обсуждает с семьей жениха, а кто постоит за иностранную невесту? Родители, которые чаще всего против такого брака? Вот, невеста сама, как умеет, назначает за себя махр.

Многие ли иностранные невесты владеют реальной информацией о размерах махра на день договора? Полагаю, что вовсе нет. Помимо этого, никто не может достоверно знать ни о семье иностранной невесты, ни о ее репутации, поэтому оснований для большого махра в данном случае нет, всё вполне справедливо получается)))

Вот мы и разобрались, мои уважаемые читатели, что за разница между калымом и махром и больше ошибок в разговорах совершать не будем. Те, кто не делали этих ошибок и ранее - молодцы, это интересующиеся люди, всегда приятно с такими поговорить))) Что думаете по этому поводу? Расскажите в комментариях!)))