Найти тему
TV Губерния

Повышение цен и ужесточение требований к водителям: что изменится в работе такси с 1 сентября

unsplash.com
unsplash.com

Уже с 1 сентября вступит в силу новый закон о такси, подписанный Президентом в декабре прошлого года. Отрасль ждут серьёзные изменения. В частности, станет прозрачнее принцип формирования тарифов, а водителям нужно будет получить разрешение на работу. Ужесточатся также требования к компаниям-перевозчикам и диспетчерам. Законодатели считают, что нововведения помогут убрать с рынка такси теневые схемы и обеспечить безопасность пассажиров. Сами же участники отрасли открыто говорят о том, что осенью и водителей, и пассажиров ожидают большие проблемы. Как изменится стоимость поездок? Будут ли массовые увольнения таксистов? В нюансах нового закона разбиралась TV Губерния.

Скачки цен на такси могут прекратиться

В законе прописано, что все тарифы на поездки должны быть заранее доступны пассажиру. То есть опубликованы или на сайте компании-перевозчика, или на сайте той службы заказа, которой пользуется водитель. Обнародовать расценки нужно не позднее, чем за три рабочих дня до начала их применения.

Допускается, что система тарифов может отражать стоимость перевозки, исходя из времени суток, дня недели, класса комфортности автомобиля и других значимых параметров. Однако и в этом случае все условия применения каждого тарифа должны быть указаны.

Что это значит для пассажиров? После вступления нового закона в силу постоянные скачки цен на рынке такси могут прекратиться. По мнению экспертов, агрегаторы теперь вряд ли смогут самостоятельно менять тариф, мотивируя это якобы повышенным спросом. Принцип формирования стоимости поездок станет прозрачнее, а любые злоупотребления будут пресекаться антимонопольной службой.

Требования к водителям и перевозчикам ужесточат

Теперь водителям такси для работы нужно заключить трудовой договор с компанией или индивидуальным предпринимателем-перевозчиком. Другой вариант – получить статус самозанятого или самому открыть ИП. Чтобы работать в частном извозе, достаточно зарегистрироваться в налоговой инспекции и платить 4% налогов с профдохода (или 6%, если услуги оказываются юрлицам). Помимо прав категории «В» станет обязательным стаж вождения от трёх лет. Ещё одно дополнение – непременная аттестация на знание города и наличие путевого листа с отметками о проверках врача и автомеханика. Правда, пока не до конца понятно, как эти аттестации и проверки будут проходить.

В такси однозначно не возьмут кандидатов с наличием судимости за определённые виды преступлений – убийство, причинение тяжкого вреда здоровью, грабёж, разбой, похищение. Закрыт доступ и водителям, «накопившим» три или более неоплаченных автомобильных штрафа, а также гражданам, которые дважды в течение года наказывались за нарушение правил езды лишением прав или арестом.

Жизнь перевозчиков тоже усложнится. С 1 сентября они обязаны состоять на учёте в налоговых органах, а также хранить данные о каждом вызове за, как минимум, полгода. Перевозчики могут допускать к управлению такси только водителей, соответствующих вышеизложенным требованиям. Ответственность за причинение вреда здоровью, жизни или имуществу пассажиров разделяется между службой заказа такси и перевозчиком в случае, если последний не имел разрешения на свою деятельность или последнее было аннулировано. Если сумма страховки по ОСАГО таксиста-самозанятого не позволяет ему полностью покрыть реальный ущерб, причинённый пассажиру, остаток суммы должна будет выплатить служба такси.

Изменится внешний вид автомобилей

С 1 сентября будут строже следить за наличием оранжевого фонаря на крыше и «шашечек», а также — окраской корпуса автомобиля в белый цвет с жёлтыми полосами по бокам. Переход к единообразию будет постепенным. Перевозчики, которые уже имеют разрешение на работу, должны перекрасить свою машину только при оформлении нового документа (он действует 5 лет). Так что штрафов легально работающим водителям пока можно не бояться. Тем не менее целесообразность этого нововведения вызывает вопросы:

– Шашечки и фонарь – абсолютно архаичные атрибуты. В своё время они нужны были, чтобы в потоке различить машину такси и поднять руку или же найти такси на стоянке, – считает автоэксперт Владимир Торопов. – Сейчас мы заказываем такси через приложение или по телефону через диспетчера. Фактически нам ни к чему эти опознавательные знаки.
Ещё один момент – в салоне машины на видном месте должны находиться данные о перевозчике, сроке действия разрешения на работу и контактный номер для подачи жалоб. Также обязательными к размещению станут данные о водителе такси. Эта информация действительно может пригодиться пассажиру.

На что повлияет новый закон?

Большинство экспертов уверены: после введения новых правил практически неизбежен рост цен на такси. Дополнительные требования, предъявляемые к участникам отрасли, повлекут за собой существенные затраты. Кроме того, многие компании не смогут соответствовать изменившимся условиям и просто уйдут с рынка.

Серьёзная проблема возникает и с работой самозанятых: полис ОСАГО, который они обязаны получать для работы в такси, в разы дороже стандартного полиса для физического лица. По предварительным подсчётам, такая страховка обойдётся в 60-70 тыс. рублей. К тому же придётся «заморачиваться» с перекраской машины, медосмотром, аттестацией на знание города и прочими «прелестями». Важно учитывать, что сейчас примерно для 80% самозанятых водителей работа в такси – не основная, поэтому они вряд ли останутся в сфере, где проблем больше, чем выгоды.

При этом очевидно, что всех проблем новый закон не решит. Например, он никак не отразится на существовании многочисленных фиктивных таксопарков.

– На машину такси теперь нужно получить разрешение Минтранса, заменяющее лицензию, – объясняет Владимир Торопов. – Легальные таксопарки получают разрешение сами, а ипэшники и самозанятые чаще всего обращаются в фиктивные таксопарки, которые существуют только на бумаге. Там их машину берут в аренду, получают на неё разрешение и отдают его водителю. А тот ежемесячно платит такой организации. Соответственно, всё это попадает в отчётность, и мы видим мифический рост легального сектора такси.

Учитывая, что 1 сентября — праздничный день и спрос на такси действительно повышенный, трудно представить, как начнёт работать новый закон. А вот когда ажиотаж спадёт, можно будет делать выводы о том, на самом деле нововведения способствуют повышению безопасности и уровня сервиса в такси.

ВАМ СЛОВО

«Наших водителей не победить никакими законами»

TV Губерния спросила воронежских таксистов, как они оценивают нововведения, которые их ждут в сентябре

Дмитрий М.:

– В Воронеже одна крупная компания давно уже стала монополистом. Они делают всё, что вздумается. Каждые несколько месяцев в работе сервиса появляются изменения: нам навязывают свои правила, и все они не в пользу таксистов. Думаю, новый закон ничего не изменит – главный агрегатор легко приспособится к этим условиям. А вот для многих водителей ужесточившиеся требования могут стать последней каплей.

Михаил Б.:

– Уверен, что наших водителей «не победишь» никакими законами. Как таксовали, так и будут таксовать – придумают способы обойти правила. Знаете, как сейчас делают многие? Зарегистрирован один человек, он же проходит проверку перед тем, как выйти на рейс, а ездит потом совсем другой водитель. Установить за такси тотальный контроль как, например, за водителями рейсовых автобусов, точно не получится.

ФАКТ

Известная служба такси провела необычный эксперимент. Компания сымитировала работу агрегатора в условиях нового закона и на несколько часов закрыла доступ к заказам тем водителям, которые с 1 сентября не имеют права выходить в рейсы. В итоге таксисты смогли отработать только 2% заказов. Средний чек вырос в 8 (!) раз. Минимальная стоимость поездки увеличилась до 800 рублей.