Проблемы во взаимоотношениях детей со сверстниками в школе. Где искать причины и что делать для их устранения, вопрос на который сложно найти ответ. Тем не менее мы постараемся разобраться в том, где корни проблемы и как ее разрешить.
Если вы впервые на моем канале, давайте познакомимся - к вашим услугам сертифицированный практический психолог Ирина Бараш. Консультирую более 10 лет. Всего за 20 минут проведу диагностику и помогу увидеть глубинные причины проблем во взаимоотношениях. И всего 6 консультаций понадобится, чтобы вывести вас из кризисной ситуации.
Изгои в школе были всегда
Трудности во взаимоотношениях в школе всегда были есть и будут актуальны.
Касается это всех сторон - учителя/дети, дети/дети.
Наиболее остро эта проблема проявляется в подростковом возрасте, периоде становления молодых людей.
Предполагается, что за счет проявляемого морального и физического насилия по отношению к более слабым, подростки утверждаются.
Конечно, немаловажную роль в возникновении таких проблем, играет стадный характер, т.е. закон толпы.
В статье предлагается субъективное видение ситуации, предпосылки к ее возникновению и варианты решения. Мнение может отличаться от обычных представлений всех сторон конфликта и, скорее всего, идет вразрез к общепринятому суждению. Тем не менее предлагается подумать о том, что происходит в отношениях между подростками. Посмотреть со стороны на суть проблемы, сделать вывод и ответить на вопрос: "Для чего бывают такие случаи?" - не "Почему?", а "Для чего?"
Перед автором не стоит задача разбирать все трудности во взаимодействиях учебного периода. Рассмотрим лишь один вопрос, с которым обратилась мама.
Дочери 13 лет. Она полная, все время болеет, поэтому отстает в учебе. Дошло до того, что руководство предлагает перевести ее в другую школу, где будет меньше нагрузка и девочка сможет справляться с учебой.
Она своенравная, упрямая, друзей нет, общается только с одним мальчиком, тоже полным. Одноклассники ее все время дразнят толстой, задирают. Она не дает спуска и может больно ответить. Каждый раз после очередного конфликта Аня заболевает. Врач говорит, что по здоровью у нее показания хорошие, дочь не должна так болеть, переросла. Поэтому порекомендовала обратиться к психологу.
Она способная девочка, когда занимается. Но во время болезни все время сидит в телефоне, в результате плохая успеваемость.
Случаи травли детей одноклассниками часто бывают. Причины могут быть разными. Если разобрать описанную ситуацию на составляющие, то что мы имеем?
- Девочка полная, стесняется, думает о себе, что некрасивая, неудачница, неумеха.
- Ненавидит себя до такой степени, что хотела утопиться в ванной, остановило ее желание досмотреть аниме.
- С одноклассниками ведет себя соответственно их придиркам - может ударить, оскорбить.
- Всем рассказывает, какая она плохая, а потом жалеет об этом. Она осознает, что ведет себя неправильно, не любит себя, ненавидит.
- У нее нет желания учиться, она прячется от людей, внешнего мира в мир аниме, где счастлива, красива, успешна и ее все любят. Именно этой любви и не хватает ей.
Изгои бывают не только в школе, подобные ситуации имеют место в семье, коллективе по месту учебы, работы. Следует отменить, что ничего в нашей жизни не бывает просто так, все для становления характера, роста, нарабатывания навыков, перемен. В рабочих коллективах часто бывают сотрудники, к которым коллеги относятся предвзято. Но если проследить жизненный путь изгоев до школьных лет, то можно заметить, что там тоже были сложности в отношениях.
Разрешение проблем конфликтов детей с одноклассниками следует начинать с родителей
Вернемся к нашей героине и попробуем найти возможность разрешить ее проблему. Первопричины любых трудностей ребенка в школе идут не из коллектива, а из семьи. Для того чтобы найти и устранить их родители должны контролировать себя в отношениях с ребенком, вне зависимости от того как он себя ведет.
Что требуется от взрослых в подобных случаях не только относительно поведения ребенка, но и относительно его здоровья?
Вопросы, на которые должны ответить родители.
- Прежде чем искать виновных, следует выяснить причины конфликта и выслушать все стороны. Ничего не бывает просто так, все для чего-то, поэтому искать того, кому выгодна данная ситуация.
- Разговаривать с ребенком как с равным без наставлений и требований. Ему важно донести суть проблемы и каким может быть результат, если не разрешить ситуацию. Разговаривать мирно, без оскорблений, повышенного тона и воплей.
- Доносить информацию о том, как чувствует себя родитель из-за плохого поведения ребенка или его заболевания.
- Не сливать на него гнев из-за собственных проблем любого порядка.
- Выяснять отношения с другими членами семьи в его отсутствие.
- Дети беспомощны в противостоянии со взрослыми, любая несправедливость их озлобляет и эта злоба выливается в противостояние со сверстниками, вне зависимости от них самих.
Поскольку находясь в негативном психологическом состоянии подросток во вне транслирует полученный дома негатив, а окружающие его дети быстро считывают информацию и отражают обратно. Таким образом ученик получает в разы больше боли, чем принес в школу.
Дети - слабое звено в семье, особенно в неполной
Как это происходит? - Также как и со взрослыми, только переживания больней для ранимой психики ребенка.
Вернемся к ситуации с нашей героиней повествования. Возможно накануне вечером или утром мама каким-то образом обидела ее, но эмоция не была прожита и нашла отражение в школе. А именно: дети в очередной раз посмеялись над ее полнотой, на что она ответила грубостью или рукоприкладством. В итоге вызов к завучу или директору родителей, но возможно все промолчат, и противостояние продолжится.
Дети - слабое звено, поэтому при любых проблемах взрослые сливают свою боль на них и получают соответствующий результат. Поэтому важно, чтобы к ребенку было доброе, с любовью отношение, уважение и чтобы считались с его мнением. Плюс ко всему высокая оценка достижений в любой сфере, без язвительной критики и сравнивания с другими, более успешными детьми. Доносить важность разрешения той или иной проблемы не в приказном тоне, а в беседе на равных.
Все, что в нашей жизни происходит - это опыт, ради которого мы живем, а люди играют роли
Все, что в нашей жизни происходит - это про нас, люди играют роли для получения нами того или иного опыта, соответственно 50/50 % проблема служит и жертве и насильнику.
Как только жертва обстоятельств осознает свою выгоду, т. е. для чего ей нужен данный опыт, люди перестают себя вести по отношению к ней агрессивно. А позитивный исход всегда есть.
Но этот путь как правило отвергается, поскольку никто не стремится заглянуть в проблему глубже и искать причины в себе.
Ввиду происходящего, дочь находится в постоянном страхе, что ее будут обижать, терроризировать, ищет в себе недостатки. Соответственно, возникают комплексы, заниженная самооценка, а социум, в ответ на ее чувства, играет свою роль, озвучивает ее претензии к себе. И снова заедание, как следствие полнота, растет вес. Но этого мало, дочь заболевает, чтобы не встречаться с ненавистными одноклассниками. А дома - мама, которая ругает и требует, чтобы дочь занималась. В итоге снова боль и переживания, пусть и по другим причинам. Круг замкнулся.
Что делать
Для решения проблемы дочери, маме необходимо изменить свое отношение к прошлому, исцелить свои травмы, боль от которых сливается на дочь.
В завершение стоит заметить, что проблемы у детей: здоровье, отношения, неуспеваемость - это не их проблемы, а проблемы родителей. Для решения следует не ребенка вести к психологу, а для начала обратиться к психологу родителям что бы найти собственные причины происходящего. Дети, какими бы они ни были и какую бы роль не играли делают это для родителей, в том числе.
Кто более переживает, тому и работать над собой. 50/50 - все, что в жизни происходит - служит в равной степени всем сторонам. - Это следует помнить всегда и каждый раз, когда что-то не нравится задать себе вопрос: "Для чего мне это нужно?" - ответ всегда придет, и будет понимание, что это информация на обозначенную ситуацию.
Маленькое упражнение
Когда ребенок боится, не предлагайте ему не бояться, поступите наоборот, разрешите бояться, мозг сам сделает все, что нужно.
И еще один момент, помните мультфильм "Маугли"? - Когда медведь Балу остановил Маугли перед купанием в реке с крокодилами, он предложил им очень хорошую практику - подружиться с крокодилами: "Мы с тобой одной крови - ты и я" - насчет крокодилов, не предлагаю к ним нырять, ясное дело. Но когда мы испытываем страх по отношению к какой-либо ситуации, можно сказать себе ту же фразу, что и Маугли, боязнь уходит.
Данная практика пришла в ответ на запрос решения проблемы связанной со страхом перед съемками на видео. Пришел на память выше описанный эпизод из "Маугли" и получилось, перестала бояться сниматься. Особенно с детьми хорошо помогает справиться со страхом перед ответственным моментом; со взрослыми тоже эффективно работает.
Это игра и она позитивно влияет на восприятие надуманной опасности. Уходит напряжение, тахикардия, снижается выделение норадреналина, мозг начинает мыслить конструктивно, для разрешения проблемной задачи.
Метод работает,ля разрешения трудностей все средства хороши, главное, чтобы они были экологичными, безопасными.
🔹 🔹 🔹
Благодарю за подписку на мой канал, и за то, что дочитали до конца статью, уверена, вам пригодится информация.
Если еще не подписаны, подписывайтесь, выражайте свое мнение в комментариях, поддерживайте или наоборот.
Желаю благополучия в жизни и взаимоотношениях, любите и берегите себя, своих близких!
Я вас люблю!
Еще минуточку вашего драгоценного внимания.
Вам плохо? Трудности психологического характера?
Пройдите диагностику по ссылке и начните уже сегодня решать свой вопрос. Всего за 20 минут я помогу понять, в чем причины создавшейся ситуации, где находятся корни данной проблемы.
Осознать, что делать для ее решения, а также предложу работающие практики для снижения болезненного состояния и варианты решения.
Подписывайтесь на мой телеграм канал Отношения в радость.