Доллар и евро снизились по отношению к турецкой лире. Это произошло после решения ЦБ страны поднять учетную ставку. Она выросла до рекордных 25%. Это не первое повышение — в июне ЦБ Турции повысил ставку с 8,5% до 15%, а в июле — до 17,5%. В результате сегодняшнего изменения ставки американский доллар еще утром стоил чуть больше 27 лир, а к вечеру — около 25,5.
Эти решения давно напрашивались и можно надеяться, что они позволят обуздать инфляцию, говорит директор центра исследований экономической политики экономического факультета МГУ Олег Буклемишев:
Олег Буклемишев директор центра исследований экономической политики экономического факультета МГУ «Сегодняшнее решение турецкого ЦБ было в известной степени неожиданным, но это то, чего давно ожидали от монетарных властей этой страны, чтобы нормализовать высокую инфляцию, которая была несдерживаема тем уровнем процентной ставки, которые устанавливал ЦБ. То, что турецкий ЦБ после серьезного политического давления наконец взялся за ум, это серьезный сигнал, что турецкая лира может укрепляться, а не ослабевать, как она непрерывно делала в последние годы. Проблем остается еще много, турецкая экономика стала сильно долларизована в последнее время, отток капитала продолжает угрожать стране. И даже тот бонус, который страна получает от того, что пропускает через себя российские импортно-экспортные и, возможно, даже финансовые потоки, был не в силах компенсировать тот ущерб, который она получила в результате бездумной монетарной стратегии, продиктованной политикой ЦБ. Вопрос не в том, что делает президент с ЦБ, а вопрос по поводу решимости самих руководителей ЦБ противостоять политическому давлению — это еще вопрос, и не исключено, что давление на ЦБ Турции в свете последних событий возобновится».
В последние годы Реджеп Эрдоган, который является сторонником так называемой «нетрадиционной монетарной политики» и идеи того, что процентные ставки надо держать на низком уровне, чтобы стимулировать экономику, постоянно вмешивался в нее.
В частности, он неоднократно менял руководителей ЦБ страны. В результате за пять лет курс лиры потерял к доллару США почти 80%, а ежегодная инфляция приблизилась к 50%.
Однако в ходе предвыборной кампании Эрдоган пообещал больше не делать этого. А главой ЦБ первые в истории была назначена женщина — 41-летняя выпускница Принстона Хафизе Гайе Эркан.