Что вы думаете, когда вам на глаза попадаются старые фотографии начала 20 века? Наверняка о том, кем были люди, запечатленные на этих снимках, чем они занимались, какой жизнью жили... Лично для меня чуть пожелтевшие от времени фотографии прошлых лет – это вообще целая отдельная Вселенная, таящая в себе загадки прошлого, которые нам едва ли под силу разгадать. Я всегда с любопытством разглядываю персонажей, запечатленных на старинных снимках, и думаю о том... почему они так странно выглядят?
Нет, серьезно, приглядитесь повнимательнее. Практически все люди на портретах начала прошлого столетия выглядят как фарфоровые куклы, пристально всматривающиеся в объектив. Вы сейчас наверняка подумали о посмертных фотографиях (пост мортен), когда члены семьи заказывали групповые портреты со своими умершими родственниками, чтобы хоть так запечатлеть семейное единство для архива. Но нет, это совершенно другая история, о которой мы уже говорили ранее. Люди на дореволюционных фото выглядят неестественно по совершенно другим причинам, о которых я расскажу вам далее.
Публичные фотоателье в России стали появляться в конце 19 века, и первоначально выглядели не слишком солидно. Чаще всего фотографы устраивали фотостудии в собственных квартирах (экономии ради, разумеется), либо же арендовали под эти цели крошечные комнатки в доходных домах, что, по понятным причинам, доставляло массу неудобств.
Однако основное неудобство заключалось в другом: в те времена для освещения электричество еще не использовалось, и фотографам приходилось работать исключительно днем и только в хорошую ясную погоду, когда для фотографии и естественного освещения было достаточно. Ну а чрезмерно яркий свет регулировали при помощи штор.
Безусловно, со временем ситуация с освещением была решена, и фотоателье стали представлять собой приличные заведения, в которых можно было заказать фотографию на любой вкус: индивидуальные и групповые студийные портреты, свадебные и даже будуарные (эротические) снимки.
В дальнейшем, когда индустрия фотографии стала набирать обороты, фотографы получили возможность организовывать выездные съемки. Обычно это было долго, дорого и довольно сложно технически, однако не невозможно. Фотографы делали снимки в интерьерах своих заказчиков, а также выезжали на самые различные объекты, которые необходимо было зафиксировать для истории.
Собственно, не стоит лишний раз говорить о том, что популярность фотографии в начале 20 века была просто ошеломляющей! И люди были готовы проводить перед объективом по несколько часов, дабы в результате получить заветный фотоснимок. Для этих целей, кстати, у фотографов появилась специальная подпорка для шеи. Ее использовали в случае, когда человек просто физически не выдерживал сидеть или стоять в одной позе, а также во время съемки «пост мортен» для фиксации шеи умершего.
Кстати, это из-за необходимости долго смотреть в объектив ради одного единственного снимка и появилась фраза «Сейчас вылетит птичка». Ее использовали фотографы, когда работали над детскими портретами. Понятное дело, убедить ребенка сидеть неподвижно на протяжении длительного времени, смотреть в объектив и, по возможности, не моргать – задача не из простых.
Поэтому фотографы акцентировали внимание детей, что из объектива вот-вот должна вылететь птичка, и, чтобы ее увидеть, необходимо смотреть очень внимательно. Кроме того, нельзя двигаться, иначе птичка испугается и не станет вылетать. И вы знаете, это работало! Дети сидели смирно и терпеливо ждали появления птички.
К сожалению, подобные ухищрения редко срабатывали с взрослыми клиентами фотоателье, и многие просто не выдерживали многочасового позирования перед камерой, и в самый ответственный момент все же моргали. В итоге на снимках они получались с закрытыми глазами. И как же быть в такой ситуации? С пересъемкой было слишком много мороки, да и у фотографа не было уверенности в том, что клиент снова не моргнет.
К слову, способ избежать брака в работе был найден довольно скоро, и этим способом стала ретушь. Сперва совсем простенькая, с использованием карандаша или гуаши, однако она позволяла, например, уже на готовом снимке дорисовать открытые глаза. Конечно, на первых порах ретушь была заметной, поскольку добавленные элементы были четче, чем остальные детали на снимке, но со временем и эта технология была доведена до совершенства.
Собственно, долгое позирование перед объективом и появление ретуши и являются двумя основными причинами того, что лица людей на дореволюционных фотографиях выглядят несколько отстраненно и как будто неестественно. В первом случае выражение лица на снимке напрямую зависело от социального статуса заказчика, поскольку выходец из благородной фамилии, обладающий должным воспитанием, мог очень долго стоять неподвижно, выдерживая светское выражение лица.
В итоге на фотографии он, чаще всего, получался напряженным, а иногда даже и злым. Люди же попроще, в какой-то момент устав от позирования, сами не замечали, как расслабляли лицо, а их взгляд становился отстраненным и каким-то растерянным. Ну и результат получался соответствующим...
Кроме того, не стоит забывать, что нравы в начале 20 века были совершенно иными, нежели сейчас, и даже легкая улыбка могла быть расценена как совершеннейшее неуважение и даже оскорбление. Я уж не говорю про женские портреты, на которых улыбка любой представительницы прекрасного пола, от крестьянки до дворянки, могла означать лишь одно – девушка весьма легкомысленна! А так как в фотоателье обычно делали именно парадные портреты, они приравнивались к парадному выходу, и на них необходимо было выглядеть благопристойно.
Во втором случае лица людей (да и не только лица) на дореволюционных фотографиях выглядели странно из-за ретуши. Дело в том, что предшественники фотографов, художники, выполняя портреты при помощи карандаша или туши, частенько корректировали внешние изъяны своих заказчиков: например, не отражали на портретах морщинки и несовершенства кожи, увеличивали (или уменьшали) глаза, убирали горбинку на носу. Да и в целом «подгоняли» портрет под существующие в то время эталоны красоты, поэтому на выходе клиент получал действительно красивую работу.
Когда же появились публичные фотоателье, их первые клиенты были, мягко говоря, в культурном шоке, получив на руки столь реалистичную картинку, на которой были отображены все те нюансы, тщательно скрываемые художниками. Доходило порой до скандалов и драк, поскольку люди не могли поверить в том, что фотография – это то, как они выглядят на самом деле!
Благо, вместе с первыми ателье появилась и ретушь: правда, обычно дорисовывались только открытые глаза. Но, с другой стороны, ничего не мешало ретушеру пойти дальше. В итоге, если ретушер слишком увлекался коррекцией, то отредактированные фотографии вообще мало чем походили на реальных людей! Однако легкая коррекция действительно делала портреты чуть симпатичнее: так сказать, для приятности впечатления.
К слову, ретушировали не только лицо. В начале 20 века была весьма распространена практика, когда на фотоснимках известных силачей, выступавших, как правило, в обтягивающих трико, немного редактировали область паха, делая ее гладкой как у Кена, жениха куклы Барби. Это делалось из-за строгости нравов того времени, и если во время живого выступления с выпирающими гениталиями сделать ничего было нельзя, то на фотографиях их успешно ретушировали, причем так, чтобы никто и не подумал, что под трико вообще что-то есть...
И еще один момент, почему люди на фотографиях начала прошлого столетия выглядели не слишком естественно – все из-за существующих норм приличия, которые не позволяли публично проявлять свои чувства даже супругам и близким родственникам. А так как портрет, сделанный в ателье, приравнивался к парадному выходу, то и выглядеть на нем необходимо было соответствующе.
Именно поэтому показывать свое отношение друг к другу люди могли через ненавязчивые жесты: к примеру, один из супругов мог положить руку на плечо своего партнера, а члены одной семьи выбрать одинаковые предметы туалеты, и таким образом подчеркнуть свое родство.
На семейных портретах супругов женщина обычно садилась на стул, а мужчина становился рядом с ней – это указывало на взаимное уважение в отношениях. На групповых же снимках в центр кадра обычно усаживались родители или старшие родственники, а все остальные занимали места рядом или позади – в зависимости от степени родства.
Большое спасибо за лайк под этой статьёй!
Обязательно подпишитесь на мой канал! Здесь ежедневно выходят мои репортажи, короткие видео и статьи об Азии, истории и путешествиях. Увидимся в следующей статье!