Это космическая опера. По жанру.
По сути немного не дотягивает, хотя “Хьюгу” 2022 честно заполучила.
В опере ждешь сражений звездных флотов и всяческих масштабных коллизий, но здесь таких вещей нет. Попытки создать - да. Впрочем, это не главное.
Если без спойлеров, то это социологический роман-интрига, где.. А дальше, извините, немного согрешу. Впрочем, постараюсь сделать это так, чтобы читать вам было интересно.
Давайте с “где” и начнем. Аркади Мартин рисует восхитительную, яркую, очень живую картину космической империи Тейскалаан, и тут, надо отдать ей должное, она хороша. Молодая женщина по имени Махит Дзмаре попадает в качестве посла ко двору империи в непростой момент, когда дни старого императора сочтены, а вопрос престолонаследия остается открытым и … И есть люди, которые достаточно честолюбивы, чтобы попробовать.
Махит Дзмаре родилась и выросла на шахтерской станции Лсел, маленьком обитаемом мирке на задворках империи, но до сей поры мирке независимом и очень желающим таковым остаться. А империя … империям свойственно расширяться и поглощать мелких соседей. Война? О вооруженном сопротивление Тейскалаану речи не идет. Муха не может оказать вооруженное сопротивление человеку, размахивающему мухобойкой. Может пытаться увернуться. Вот и Лсел пытается.
Ну и, разумеется, Махит Дзмаре не просто так улетает в Тейскалаан, а на замену прежнему послу, который почему-то умер. А почти сразу по ее прибытии выясняется, что он убит, и что официальные власти вовсе не горят желанием разбираться с поисками убийцы. И Махит приходится делать это самой, хотя палки в колеса ей вставляют очень упорно. И по ходу она понимает, в какие игры ввязался ее предшественник и что поставил на кон.
Тейскалаан напоминает нечто стилизованное под осовремененный средневековый Китай, напоминает очень отдаленно и, надо отдать должное, культура, общество, социология Тейскалаана выписаны продумано и ярко. Мы видим корни “современного” Тейскалаанского общества, но видим, и то, как далеко ушла империя от этих корней. Аркади Мартин как-то удивительно правильно рисует эту империю и ее жизнь. Где-то очень подробно, где-то грубыми мазками. Но в итоге получается объемный, многоцветный и необычный образ. Стоит снять шляпу: империя удалась именно своей знакомостью и непривычностью разом. В современной фантастической литературе, разумеется, только ленивый не творит собственные миры. Но подобного уровня продуманности, подобной глубины и красочности добиваются единицы. Так что, браво.
Однако же, новыми мирами и звездными королями уже никого не удивить в наши дни, и фантдопущение, то, на чем зиждется сама история, рассказываемая в романе, должно быть оригинальным. И тут снова бинго. Идея пересадок разумов не нова. Но та технология, которая кажется на момент начала книги, козырной картой станции Лсел, и то, как эта идея обыграна у Аркади Мартин, мне не встречалось. И снова все подано изящно, со вкусом, с нарастающим по ходу развития сюжета напряжением, и раскрывается так, как не ожидаешь. И приводит персонажей к решениям, которые оказываются логичными с их точки зрения. Но которые не лежат на поверхности.
Сюжет развивается вначале немного медлительно и даже нудновато, пока ты не понимаешь, на чем все завязано и из-за чего сыр-бор. Но примерно со второй четверти романа движется динамично и большей частью логичен. Как и следует ожидать, все становится на свои места, когда добираешься до конца. А по ходу встают вопросы без ответов, но это нормально. Махит Дзмаре книгу не читала, и что там будет дальше не знает.
И это хорошо.
Реверансы в сторону ЛГБТ и феминизма вполне понятны, оправданы ли - дело вкуса. На мой взгляд, их многовато, и это, как соль в супе. Без соли будет бурда. Но лишняя ложка не делает его вкуснее.
Космической оперы в ее классическом виде не случается, битвы крейсеров, уничтожение планет и захват звездных систем - не для нас. И финал наступает такой … логичный, красивый, умный, но тоже не оперный. Камерный апофеоз. Потому, что у нас, на самом-то деле дворцовые интриги на фоне гражданской войны и смены власти в фантастической империи. И все происходит в одном городе, на одной планете, а звездные корабли - для антуража.
Очень напоминает Урсулу Ле Гуин в ее лучших книгах, где персонажи умеют находить правильное и достаточно безболезненное для всех, кроме себя самих решение. Где психология, социология, межчеловеческие взаимодействия, интриги, и сделанные в правильный момент очень прямые и честные ходы приносят выигрыш, а грубая сила - нет. Но Урсула в лучших своих книгах лучше.
Похоже на жизнь. Хорошая фантастика.
Не великолепная. Но однозначно стоит читать.
© Юрий Супоницкий.
#Книги_без_наркоза.