Львы Новгородские, Крымские, Итальянские. Найдите три отличия...Где оригиналы и где копии. Давайте разбираться
Так уж получилось, что из разных своих поездок я всегда привозила фото львов. Ну нравятся мне эти прекрасные создания - и в природе, а особенно - созданные человеком. Мою львиную коллекцию можно увидеть в ЖЖ. Со временем коллекция стала расти, потому что мои многочисленные друзья стали присылать мне свои фото львов. Эта публикация возникла, благодаря фотографиям моей подруги Ольги. Вот каких замечательных львов она обнаружила в городе Великом Новгороде
Конечно, любопытство заставило меня провести расследование на просторах интернета. И вот, какие интересные факты были там найдены. Как можно догадаться, львы в древнем Новгороде, действительно, не являются типичными представителями местной фауны. Откуда же взялись эти прекрасные изваяния? Как удалось узнать, городу они достались в наследство от графа Аракчеева. Когда-то родным домом для этих львов было аракчеевское имение Грузино, которое располагалось в 80 км севернее Новгорода на берегу Волхова (недалеко от Чудово) и было подарком Павла I своему верному слуге и любимцу.
Сделав блестящую карьеру в столице, граф Аракчеев устроил у себя в имении «Маленький Петербург», в котором чего только не было: египетские пристани, колоннада со скульптурой Андрея Первозванного, собор с колокольней, парк и даже свой «Невский проспект». Львы как украшение Петербурга стали и здесь органической частью «маленькой столицы». Они гордо стояли на высоких пьедесталах, охраняя вход в усадьбу всесильного графа. Такая вот идиллия и европейский размах в деревенской провинции. И что осталось от всей этой красоты? Только львы.
Разоренное после революции, имение сильно пострадало во время Великой Отечественной войны, а после нее так вообще было уничтожено. Чугунных львов тоже могли запросто переплавить, но им повезло. В 1958 году они нашли пристанище за стенами новгородского кремля.
Теперь понятно, как львы попали в Новгород, но откуда они появились в имении Аракчеева? О, это долгая и в чем-то даже эпохальная история. Начнем, пожалуй, с того, что лев как символ власти, силы и могущества был особенно любим древними римлянами, создавшими грандиозную империю. Желая подчеркнуть свой высокий статус, римские богачи украшали виллы грозными сторожевыми львами.
Когда же эти львы поприветствовали меня уже в итальянской Флоренции на площади Сеньории рядом со знаменитой галереей Уффици, я поняла, что наступил момент познакомиться с ними поближе.
Во Флоренции, которая стала колыбелью эпохи Ренессанса, и где творили Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело, всемерную поддержку художникам и архитекторам оказывали представители олигархической династии Медичи. У них тоже была вилла. И по старой римской традиции для нее на входе установили два мраморных льва. Один из них имел античное происхождение - это была древнеримская статуя 2-го века н.э. Другая скульптура была изваяна в 1594 году итальянским скульптором Фламинио Вакка, который, творя в духе времени, слегка изменил львиный облик. Собственно, эта пара, украсившая виллу Медичи, и стала прародительницей огромного множества львов, держащих лапу на шаре. Их так и стали называть - львы Медичи.
Кстати, львы держат шар под лапой вовсе не для красоты. Поскольку это сторожевые львы, призванные охранять вход грозно и неусыпно, юркий шарик служит гарантом того, что они не задремлют.В 1780 году скульптуры львов с виллы были перемещены во Флоренцию на площадь Сеньории, где они и стоят до сих пор.
Всем известно, что изваяний львов полно в Санкт-Петербурге, причем среди них можно найти точь-в-точь такую же пару с шаром под лапой и, если присмотреться, даже не одну. Начиная со второй половины 18-го века Россия переживает увлечение античным искусством. По распоряжению Шувалова, основавшего в Санкт-Петербурге Императорскую Академию художеств, в помощь обучающимся в академии ученикам из Италии привезли слепки всевозможных шедевров скульптуры. В их числе были и львы Медичи. В итоге, когда затем в начале 19 века в русской архитектуре стал стремительно развиваться классический стиль, Северная столица испытала настоящее нашествие львов – каменных, бронзовых, чугунных.
Первым стал вводить львов в архитектурные композиции архитектор Воронихин - знаменитый создатель Казанского собора. В частности, по его указанию с форм львов Медичи из Академии художеств были отлиты бронзовые золоченые статуи Львиного каскада, сооруженного в Петергофе в 1801 году.
Далее знамя подхватил Карл Росси. У него копии снимались уже с петергофских львов. В 1822 году были изготовлены скульптуры, украсившие дворец на Елагином острове, а в 1824 году отлиты сразу две пары чугунных львов, одна из которых была выполнена для Михайловского дворца, где сейчас находится Русский музей, а другая для имения графа Аракчеева. Этим братьям-близнецам в итоге выпала одинаковая судьба - встать на страже музеев: одним в Новгороде, другим в Петербурге.
«С поднятой лапой как живые, стоят два льва сторожевые», - писал А.С.Пушкин
Все, кто посещал Воронцовский дворец в Крыму, помнит, что это дворец охраняют не 2, а сразу 4 льва. Обожаю рассматривать этих львов.
Но, хотя львы и образуют единую композицию, между собой они чуточку непохожи. Так у одного из них голова повернута больше. А это почему? А потому, что прообразы львов относятся к разным эпохам. Античный лев смотрит почти прямо перед собой. Про него говорят, что он более мощный и величественный. А у итальянского голова слегка повернута влево. Сам он тоже стоит слева, если смотреть прямо на львов. Отличить их на самом деле еще проще. У более молодого – итальянского зубов больше, а у старого – античного грива внизу образует «бородку».
Кроме России львы Медичи были также скопированы и выставлены в 12 странах, в том числе на Кубе и в США.
Источники
1. «Сторожевые львы, встречавшие гостей Аракчеева»
2. Львы Медичи - Medici lions (Википедия)
3. «О Львах и Шарах 1. Львы Медичи»:
4. Львы Петербурга (обзор)