Разбираемся с психологами в причинах детской агрессии, в чем поведение близких может провоцировать ребенка на жестокость, и как мы можем помочь своим детям, когда они не могут справиться с собственными эмоциями.
Что есть агрессия, а что — агрессивность
Агрессия — это «разовая акция», когда которой ребенок нарушает моральные и поведенческие правила и может причинить вред себе и окружающим. А вот агрессивность — жестокое поведение, которое уже стало повседневным явлением.
Вообще, как считают психологи, агрессивное поведение ребенка — неотъемлемая часть его развития и становления его как личности.
«Агрессия когда-то была необходима ребенку для того, чтобы выжить. В ходе эволюции в арсенал средств выживания наших предков природа добавила разум и речь, с помощью которых можно решить множество проблем. Однако агрессия никуда не делась и продолжает помогать человеку в экстремальных ситуациях», — говорит психолог Юлия Берлянд.
Драки в песочнице
Где мы можем наблюдать первые конфликты? На детских площадках, обычно в песочницах, где маленькие дети собираются в группы, учатся отстаивать свои игрушки и пытаться забрать чужие. Проявление ребенком агрессии в такой ситуации — абсолютно нормально. Это часть взросления, исследования своих способностей и силы.
Но это поведение не должно стать привычным — для него самого и для его родителей прежде всего. Потому что именно в общении со своими значимыми взрослыми ребенок знакомится с социальными нормами, усваивает и перенимает их.
Самый протестный возраст начинается с двух лет, пик наступает ближе к трем годам. Чаще всего как раз в два–три года ребенок впервые идет в детский сад, и тогда же возникают первые сложности во взаимоотношениях со сверстниками. Для самих родителей, даже продвинутых в плане детской психологии, это очень сложный период.
Одно дело — читать о кризисе трех лет в книжках, другое — столкнуться с его очень яркими проявлениями в реальности, когда собственный ребенок, услышав слово «нет», в один миг становится упрямым, злым и, чего уж тут скрывать, попросту неуправляемым. По факту родители оказываются попросту к этому не готовы.
«У моего сына кризис трех лет начался, собственно, уже после трех лет, и это был действительно сложный период и для него самого, и для нас, родителей. Эмоции порой были такие сильные, что все это моментально перерастало в истерику, причем поводы были самые пустяковые. Ребенок просто захлебывался слезами, криком, бежал на меня, бил руками с размаху, причем весьма ощутимо. Видел, что мне больно, но продолжал драться. Я, конечно, и злилась на него, и, признаюсь, иногда хлопала по мягкому месту. Иногда это помогало — сын как будто переключался на другой режим. Но между тем я чувствовала, насколько он сам беспомощен перед собственной истерикой — как будто его накрывала большая волна. И самое лучшее, что я могла для него сделать в такой момент, — это посадить его к себе на колени, крепко прижать к себе и молча укачивать. И постепенно он успокаивался. Потом, когда я видела, что с ним можно уже нормально разговаривать, я объясняла ему, почему так делать было нельзя. И как можно было выразить свое недовольство по-другому», — делится Евгения Борисова (сыну 4,8 года — прим. ред.).
Евгения дополняет, что этот период совпал с переездом и переходом сына в другой сад. Адаптация была долгой, но в саду сын агрессию не проявлял, только дома. Со временем это прошло.
Психолог-педагог Елена Мельникова отмечает, что в любом случае нельзя запрещать ребенку выплескивать свои чувства, если он сердится или плачет. «Подавленные эмоции все равно вырвутся наружу, и возможно, именно в детском саду вам придется выслушивать жалобы, что ваш ребенок кусается», — говорит она.
«Ребенок может научиться контролировать свои эмоции и состояния с помощью взрослых, начиная с 3-4 лет, но полный доступ к контролю над аффектом он получит только к 18–20 годам. Только к этому возрасту окончательно созревает префронтальная кора — участок мозга, который отвечает за способность сохранять уравновешенное состояние и управлять эмоциями», — говорит психолог Дарья Дружинская.
Как проявляется детская агрессия и в каких видах
Прямая
То есть непосредственно по отношению к какому-то человеку (родителям, другим взрослым из близкого окружения, детям и др.).
Косвенная
Провокация, клевета, сплетни.
Вербальная
Как отмечают психологи, чаще ее демонстрируют девочки. Разговоры на повышенных тонах, злые шутки, угрозы, оскорбления, «дразнилки».
Физическая
Ребенок дерется, кусается, бросает и ломает чужие игрушки, рвет книжки и т.д.
Экспрессивная
Может проявляться в жестах, мимике, позах, и зачастую не осознается самим ребенком.
Аутоагрессия
Вид агрессии, направленной против самого себя. Ребенок может вырывать себе волосы, кусать, бить себя, грызть ногти.
«Она и дома кусается»
Родители не всегда придают значение тому, что агрессия их ребенка становится уже обычной формой поведения. Он ведет себя так всегда — они к этому привыкли. Поэтому нередко первым тревогу начинает бить тревогу воспитатель в детском саду.
«Чаще всего дети сами не могут справиться с собственными эмоциями. И нередко это упущение родителей: когда ребенок начинает кусаться дома, многие не видят в этом проблемы. И сам ребенок думает, что так и надо, что это норма, и продолжает кусаться, бить других детей, драться уже в саду. В таком случае я инициирую разговор с родителями, обязательно их спрашиваю, а как у них в семье, и что они делают для того, чтобы этого не было?», — рассказывает Анна Иваненко, воспитатель одного из краснодарских детских садов.
Вопреки расхожему мнению, что физическую агрессию чаще проявляют мальчики, Анна Иваненко отмечает, что девочки тоже часто кусаются. Причины могут быть разные. «У меня был случай: девочка кусалась, потому что мне могла дать сдачи. Ей легче было укусить, нежели ударить. Причин много, надо все рассматривать индивидуально», — дополняет воспитатель и вспоминает еще две истории:
— Девочка лет четырех кусала всех в группе вообще без причины. Воспитатель, моя коллега, от бессилия уже пошла к заведующей. Родители были в курсе, но не видели в этом проблемы: «Ничего страшного, она у нас дома старшую дочку кусает. Перерастет». Но когда девочка очень сильно укусила другого ребенка около глаза, заведующая вызвала родителей и попросила забрать документы из сада.
Не так давно родители, чьи дети ходят в группу еще одной моей коллеги, инициировали родительское собрание. Одна девочка перекусала всех детей. Уже не знали, что с ней делать. На собрание пришли все родители, кроме родителей самой девочки. Причем с ними работал и воспитатель, и психолог, и мамы других детей пытались до них донести, что есть проблема, и она серьезная. Но они ее игнорировали. К счастью, сама девочка перестала кусаться. Думаю, родители все-таки взялись за ребенка. Возможно, что и работали с психологом.
По словам психолога-педагога Елены Мельниковой, ребенок может кусаться от переизбытка энергии. Бывает, что воспитатели в детском саду предпочитают тихие игры вместо беготни, во время которой дети могут столкнуться, упасть, ушибиться. Но если ребенок мало двигается, особенно если он гиперактивный, у него накапливается напряжение, которое может вылиться в агрессивное поведение. Поэтому подвижные игры в течение дня должны быть обязательно.
Но есть и другая проблема: когда ребенок, наоборот, не проявляет ответной агрессии, чтобы себя защитить.
— Его бьют, а он стоит и сдачи дать не может. «Почему ты сдачу не даешь?» — «Но ему же больно будет…». — «А тебя бьют, тебе не больно?». — «Я потерплю». Правда, однажды сдачу он все-таки дал. Чаша терпения лопнула, и ребенок перешел Рубикон. Но у него был аффект, его потом трясло, не мог долго успокоиться, — рассказывает Анна Иваненко.
Ищите причины в семье
— Запретить ребенку проявлять агрессию мы не можем — у него просто нет для этого возможностей. Но здоровую, природную агрессию можно свести практически к нулю, если из системы родительского, семейного воспитания исключить некоторые ситуации, — отмечает психолог Дарья Дружинская.
Ее коллега Юлия Берлянд называет самые распространенные причины агрессивного поведения у детей.
Ссоры при ребенке
Для ребенка страшнее всего, когда ссорятся родители. Если самые близкие и значимые для него люди кричат и проявляют по отношению друг к другу прямую физическую агрессию, ребенок приходит к выводу, что таким способом можно добиваться своих целей. Родительская манера поведения будет усвоена и использована им не только в детсадовской или школьной жизни, но и в его собственной семье, когда он вырастет.
Игнорирование его любого поведения
Ориентиры, что хорошо, а что плохо, не возникнут у детей сами собой, но зато снизится самооценка, появится чувство ненужности, заброшенности и желание постоянно проверять, как отреагирует взрослый на этот раз на то или иное его действие. Если ребенок не усвоил, что за плохим поступком следует наказание или хотя бы анализ ситуации, такое поведение будет повторяться вновь и вновь, в том числе и акты агрессии.
Дефицит телесного контакта
Наше тело активно реагирует на все испытываемые нами эмоции (мы трясемся от злости, сжимаемся в комок от страха или неловкости, краснеем от стеснения) и может надолго запоминать все наши пережитые чувства, проблемы, огорчения. Поэтому нам всем очень важно (и особенно детям) чувствовать душеное тепло, комфорт, защищенность. Это можно делать через поглаживания, объятия, поцелуи.
Родительские объятия не только успокаивают и дают чувство безопасности, но и помогают ребенку понять и ощутить границы собственного тела и внешнего мира. И чем он младше, тем в бо́льшей любви нуждается. Зачастую дети ведут себя агрессивно, бьют других и ожидают, что их ударят в ответ, чтобы таким образом получить хоть какого-то телесный контакт.
Нарушения режима дня
Ребенок растет, развивается — это огромная работа, которую выполняет его организм. Ему важен отдых и свободного времени для игр и занятий по душе. Зачастую мы об этом забываем, сами иногда попустительски относимся к распорядку дня, дневному сну, позднему укладыванию спать, бывает, что берем их с собой на «взрослые» вечерние мероприятия или посиделки, загружаем занятиями в кружках и секциях.
В результате биологический ритм сбивается, для детского организма это стресс, и он запускает свою оборонительную реакцию. И вот уже в кого-то из одногруппников по детскому саду летит игрушка, на кого-то ребенок бросается с кулаками, грубит маме, которая пришла его забирать домой, а потом начинает горько реветь. Он сам понимает, что зря дерется, напрасно грубит, но ничего поделать не может и сам не понимает, почему так себя ведет.
Отсутствие контроля над временем, который ребенок проводит с гаджетами
Зависая часами в интернете, он постепенно перестает отличать реальный мир от виртуального, погружается в бесконечные компьютерные игры, видит только нарисованные мультяшные лица, общается с несуществующими персонажами. Это мешает процессу социализации, так как не развиваются навыки общения и поведения среди людей.
Отсутствие возможности для ребенка стать самостоятельнее
Мы слишком много делаем за ребенка и вместо него — так нам проще и быстрее. Между тем, как считают психологи, истинное проявление любви к ребенку — дать ему возможность приобрести полезные для жизни навыки, стать самостоятельным. Ребенок, не овладевший к школе необходимыми навыками самообслуживания, рискует стать объектом насмешек для одноклассников, которые уже многое делают сами. И тогда придется терпеть унижения защищаться с помощью ответной агрессии.
Излишние строгость или опека
Чрезмерно строгое, жесткое воспитание также опасно, как и попустительское, балующее и опекающее. В первом случае детская агрессия станет формой протеста ребенка против игнорирования его интересов. Он будет всеми силами стараться вырваться из-под жесткого прессинга, нарушить все установленные правила и запреты.
Во втором случае агрессия возникает из-за того, что ребенка не приучили учитывать мнение окружающих. Он ориентируется только на удовлетворение собственных желаний и не привык, чтобы ему отказывали.
Пренебрежение развитием эмоционального интеллекта
Как отмечает Юлия Берлянд, во время психологических консультаций нередко даже взрослые клиенты не могут выразить словами свои эмоции. «Как человек может контролировать свои эмоции, если он их не может даже назвать? Как мы можем работать над проживанием гнева, если, обратившись за помощью к психологу даже не понимает, что именно сейчас испытывает?», — рассуждает она.
Такие люди — их называют «алекситимиками» — часто жалуются на чувство внутренней опустошенности, серую, однообразную, скучную жизнь. Они не могут найти поводов для радости потому что не могут понять, что это за чувство — радость!
«Проблема еще в том, что они не задумываются над тем, что причиняют окружающим, когда вдруг по совершенно пустяковому поводу могут накричать, накинуться с кулаками, зарыдать, убежать, хлопнув дверью. После прогорания конфликта алекситимики искренне не понимают, почему их реакция была такой бурной», — дополняет Юрия Берлянд.
«Дело не в характере»
Агрессии может быть вызвана проблемами со здоровьем (неврологическими, психическими, эндокринными нарушениями). в этом случае нужно обращаться за помощью к специалистам — детским неврологам, эндокринологам, психологам и психиатрам.
«Был у меня мальчишка. Он не кусался. Сидит, играется, общается, но в какой-то момент поведение резко меняется. Будто к нему подошли, на какую-то кнопку нажали, и понеслось. Со временем я уже научилась отслеживать: сейчас начнется. Подзывала его к себе и начинала разговаривать на любые темы, чтобы его как-то отвлечь. Если видела, что он не справляется с эмоциями, просто обнимала и шептала что-то хорошее. И ребенка отпускало. Связано это было все-таки не с особенностями характера. В итоге родители по рекомендации психолога сада показали ребенка неврологу. Тот прописал препараты, и после курса лечения поведение выровнялось. Но какой был точный диагноз, я не знаю», — вспоминает Анна Иваненко.
Разбор полетов
Мы спросили у воспитателя, как донести до ребенка, что он поступил неправильно, укусив, ударив, поцарапав кого-то или испортив чужую вещь? Анна Иваненко рекомендует смоделировать ситуацию, в которой будет участвовать и агрессор, и пострадавшая сторона, и спокойно ее разобрать всей группой. Как отмечает педагог, достаточно проанализировать один такой случай, и это дает результат.
«Еще очень хорошо еще помогают рассказы Сутеева, Катаева, Носова, Маршака, Житкова — вся наша детская советская классика. Бывает так, что сначала я читаю рассказ, мы его разбираем, а потом смотрим старый советский мультфильм по этому же рассказу. Одно дело — когда история читается одним голосом, и другое дело — красочный мультфильм, где герои говорят разными голосами», — рекомендует педагог.
Что будет, если ничего не предпринимать?
Когда детская агрессия принимает хроническую форму, подкрепляется воспитанием и семейной обстановкой, она может стать неотъемлемой частью личности ребенка:
• Он вырастет грубым, обиженным на себя, окружающих и весь мир человеком.
• Будет подвержен депрессиям и стрессам.
• Будет замкнутым и тревожным, внутренне напряженным, постоянным готовым к нападению, любая мелочь будет выводить его из равновесия.
• Не сможет достичь успеха в жизни, создать благополучную семью, построить карьеру.
Психологи подчеркивают: агрессивное поведение — это своеобразный сигнал бедствия о внутренних проблемах ребенка, которые он не может решить самостоятельно. Но нередко он нуждается не только в любви, понимании, ласке, но и в помощи квалифицированного психолога.
Статья подготовлена по материалам сайтов bc17.ru, ncrdo.ru, институтвоспитания.рф, grani21.ru.