19 августа на фоне сильных дождей в Северо-Байкальском районе Бурятии частично обрушилась дамба. Из берегов вышла река Холодная, в результате чего размыло участок железнодорожных путей Байкало-Амурской магистрали. Движение на отрезке между Нижнеангарском и станцией Холодная приостановили до 23 августа, передавал РБК. Глава республики оценивал ущерб от простоя грузов в миллиарды рублей. 20 августа на территории Северо-Байкальского района ввели режим ЧС регионального характера.
Глава Северо-Байкальского района Бурятии Игорь Пухарев, который руководит ликвидацией ЧС, рассказал, что разрушенной дамбе давно требовалась реконструкция. По его словам, она была построена еще в 1978 году. В 2022-м федеральный центр выделил на ремонт средства, но он так и не был проведен.
«Из-за отсутствия карьеров эти работы не выполнили. Деньги вернули в бюджет. Проект, который разработали в районе, пришлось переделывать»,
– цитирует Пухарева «Байкал-Daily».
Министр природных ресурсов и экологии республики Наталья Тумуреева объяснила, что за работу по ремонту дамбы никто не взялся, пишут «Известия».
«Все прекрасно понимают, что возить за 120 км материал – тяжелый материал – по плохой дороге с двумя аварийными мостами нереально. Соответственно, деньги мы вернули в федеральный бюджет – так получилось. Получается, и дамбу не построили», – добавила Тумуреева.
Цыденов считает, что ничего подобного не случилось бы, если бы были приняты поправки к закону об охране Байкала, который запрещает вырубку деревьев вокруг озера, из-за чего в данной зоне фактически нельзя проводить никакие работы, в том числе строить селезащитные укрепления и дамбы.
Напомним, поправки, позволяющие вырубку лесов в районе Байкала для строительства дорог, очистных сооружений и другой инфраструктуры, прошли первое чтение в Госдуме в июле. В необходимости законопроекта во время его обсуждения в Думе выразили сомнения в том числе зампред комитета по экологии Вячеслав Фетисов и правовое управление нижней палаты парламента.
Системный сбой
Региональный представитель Российской ассоциации политических консультантов (РАПК) в ДФО Даниил Ермилов полагает, что в управлении Бурятией можно говорить о системном сбое и даже кризисе. По его мнению, из-за отсутствия персональной ответственности власти не учитывают риски решений, что приводит к печальным последствиям, как в случае с дамбой.
«Высказывания Цыденова о проблеме с вырубкой деревьев в экологической зоне Байкала не выдерживают никакой критики. Когда производились расчеты ремонта дамбы, обязаны были учесть наличие или отсутствие мощностей, тех же карьеров и так далее. Сейчас же высказывание губернатора о том, что из-за запрета вырубки деревьев ремонт так и не смогли провести вовремя, выглядит нелепо. Здесь больше просматривается меркантильный аспект», – подмечает Ермилов.
Руководитель Центра политических коммуникаций Артем Репринцев убежден, что прорыва дамбы и тяжелых последствий можно было избежать. Вопрос, было ли желание у властей Бурятии заниматься решением потенциальных проблем.
«Дело в том, что возврат денежных средств в федеральный центр – это довольно частая процедура во многих субъектах РФ, когда не находится подрядчик. Но необходимо было просто согласовать повышение стоимости заявки: тогда подобной проблемы с введением ЧС не возникло бы. Решаемы и проблемы запрета вырубки лесов в определенных местах. Да, требуется длительный процесс документационного согласования со всеми органами. Но у представителей власти на первом месте должны быть риски возникновения ЧС и их последствия, а не желание максимально сократить собственные бюрократические издержки», – поясняет Репринцев.
Что касается поправок к закону, которые лоббирует Цыденов, эксперт допускает, что они выгодны как Цыденову, так и лесной отрасли. Но большинство жителей республики, в свою очередь, высказались бы, по мнению Репринцева, против вырубки.
Другие материалы читайте на нашем сайте «Региональные комментарии».