Найти тему
Eurasia Daily

Бензин и дизель не могут найти быстрый и дешевый путь на АЗС

В российских регионах сообщают о нехватке топлива на АЗС. В Минэнерго и РЖД поясняют ситуацию загруженностью в туристический сезон и длительным простоем цистерн в ожидании слива бензина и дизтоплива. Дешевый рубль и высокие экспортные цены также не работают на внутренний рынок.

«Всё больше регионов России стали сообщать о нехватке топлива на АЗС. На ряде заправок исчезают некоторые виды бензина и дизель. Вслед за Астраханской, Волгоградской областями и Калмыкией сигналы приходят из Саратовской, Рязанской и Новосибирской областей, а также Крыма. Письма в Минсельхоз уже подготовили власти Ростовской и Рязанской областей, а в Минэнерго — власти Хабаровского края», — пишут «Известия». В Минсельхозе изданию сообщили, что обратились в Минэнерго и Минтранс по вопросам роста цен на дизтопливо и перебоев с его поставками.

Гендиректор ООО «Мосрегионгаз» Герман Колотов рассказал «Известиям», что нехватка топлива на заправках в Крыму, Краснодарском крае и других южных регионах образовалась из-за нарушений срока доставки грузов по железным дорогам в адрес грузополучателей.

«В данный момент, поставка топлива на полуостров осуществляется с перебоями. Поэтому, вынуждены сообщить о введении временного ограничения по отпуску автомобильного топлива в адрес физических лиц по причине дефицита товара в регионе. У нас есть обязательства, которые мы должны выполнять по контрактам перед предприятиями, отвечающими за жизнедеятельность полуострова. Поэтому на некоторых АЗС возникают ситуации с резервированием топлива для них», — сообщала еще 11 августа крымская сеть АЗС ТЭС. Следом премьер-министр Крыма Юрий Гоцанюк писал в телеграм-канале, что ночью горюче-смазочные материалы поступили на полуостров Крым.

«Известия» сообщали, что задержки с доставкой топлива по железной дороге связаны с переориентацией поставок угля с западных направлений на восточные. Сегодня же в РЖД сообщили РИА Новости о том, что на южном направлении наблюдается длительный простой цистерн с топливом в ожидании слива.

«Это затрудняет ситуацию на станциях и сдерживает рост объемов перевозок. По отдельным терминалам в Ростовской области, Краснодарском крае и других регионах ЮФО наличие цистерн превышает среднюю выгрузку более чем в 10 раз», — сообщили в РЖД.

В этой ситуации в регионах озабочены еще и тем, что во время посевной топливо дорожает.

«Так, Минсельхоз Оренбургской области обратился в ФАС из-за резкого роста цен на дизтопливо. За последнюю неделю во многих регионах зафиксированы сигналы о росте цен на дизельное топливо, а также о проблемах его наличия на заправках, сообщил заместитель министра сельского хозяйства России Андрей Разин на онлайн-совещании с субъектами РФ 21 августа», — пишут «Известия».

Причин роста цен может быть немало. В сентябре снижаются демпферные субсидии для нефтяников, часть НПЗ находится на ремонте, а во время турсезона спрос на топливо всегда высокий.

Кроме того, например, цены на дизельное топливо растут по всему миру, а при резко подешевевшем рубле экспорт дизеля становится крайне выгодным. Тем более, что Минэнерго обещало составить список компаний, которым разрешен экспорт, чтобы не допустить серого, однако так этого и не сделало. Влияет ли СВО на Украине на внутренний рынок топлива, в свою очередь, неизвестно.

«Собственно, ценники на бирже и на стеллах АЗС отражают девальвацию национальной валюты. Последнюю неделю биржевые цены ожидаемо отреагировали некоторым снижением, но пока общий тренд на девальвацию остаётся несломленным, а с учётом планов регуляторов по снижению обратного акциза ситуация с ценами на топливо вряд ли сильно улучшится», — говорит независимый промышленный эксперт Максим Худалов. Он согласен с тем, что перенаправление угля на восточное направление снижает возможности для перевозки других грузов, в том числе и нефтяных.

«Но сейчас цены и курс рубля в принципе делают доступными поставки угля и через юг и даже северо-запад», — отмечает Максим Худалов.