Найти тему
Деревенский дед

О первых «рекламных» советских фильмах

Продолжу тему об облигациях государственного внутреннего выигрышного займа (читайте недавнюю публикацию на моём канале).

Когда в 1922 году молодая советская республика затеяла с народом увлекательную игру под названием «выигрышный государственный заём», на её раскрутку были брошены все силы и средства. Поскольку лозунги действовали не очень эффективно, было решено призвать на подмогу кинематограф (тогда еще немой): он неожиданно стал самым действенным пропагандистом в продвижении государственных займов, а выигрышные облигации и лотерейные билеты с тех пор стали фигурировать во многих советских фильмах.

Афиша к фильму. Обратите внимание на часы показа в праздничные дни! Фото из открытого доступа.
Афиша к фильму. Обратите внимание на часы показа в праздничные дни! Фото из открытого доступа.

В 1925 году на экраны выходит эксцентрическая комедия «Закройщик из Торжка», снятая режиссером Яковом Протазановым на деньги Наркомата финансов и пропагандировавшая покупку гособлигаций. После просмотра зрители расхватывали ценные бумаги, как горячие пирожки.

Действие фильма происходит во времена НЭПа в маленьком уездном городке Торжке. Неунывающий работник швейной мастерской Петя Петелькин в исполнении любимца советских женщин Игоря Ильинского отправился за подарком невесте и неожиданно приобрёл облигацию государственного займа. Облигация, на которую выпал крупный выигрыш, кочует из рук в руки. Лишившийся ценности Петя чуть не кончает жизнь самоубийством, но в итоге всё приходит к счастливому концу.

Игорь Ильинский являлся лучшей рекламой государственного выигрышного займа! Фото из открытого доступа.
Игорь Ильинский являлся лучшей рекламой государственного выигрышного займа! Фото из открытого доступа.

Эта комедия сразу вышла за пределы просто рекламного фильма: за незамысловатым сюжетом стоит изображение быта и нравов России 1920-ых и использование интересных художественных и кинематографических приёмов. Основной лейтмотив фильма: эксплуатация нэпманами бедных людей не исключает у тех и приятные моменты в жизни, случающиеся именно благодаря облигациям, которые счастливым образом разрешают личные проблемы героев.

Занимательный фотокадр: герой Ильинского на фоне памятника Александру III (тот в 1937 году был демонтирован и перемещен в Русский музей). Фото из открытого доступа.
Занимательный фотокадр: герой Ильинского на фоне памятника Александру III (тот в 1937 году был демонтирован и перемещен в Русский музей). Фото из открытого доступа.

Голливудская идея продвигать важные начинания путём их ненавязчивого «внедрения» в канву лёгкой мелодрамы или комедии была использована спустя два года, когда Наркомфин профинансировал съёмки ещё одного фильма на схожую тематику.

Именно «Девушку с коробкой» критики считают первым рекламным фильмом в истории советского кинематографа. А кроме того, - классикой не только отечественного, но и мирового немого кино, ставя его в один ряд с чаплиновскими фильмами. Начинающему режиссеру Борису Барнету тогда было всего 25.

Вообще наш синематограф 1920-ых многое заимствовал у Голливуда. И это не считалось ужасным. При этом было очень много своих наработок - по части ракурсов, съёмок, в том числе и комбинированных. Всё это можно увидеть и в «Девушке с коробкой».

Главная интрига комедии снова связана с облигациями: жадный и тупой нэпман Трагер отдаёт девушке облигацию вместо зарплаты, которая неожиданно выигрывает 25.000 рублей. Ну чем вам не более поздний «Зигзаг удачи»! Всплеск спроса на облигации вновь не заставил себя долго ждать...

Вот так в те годы выглядели киноафиша и обложка журнала "Советский экран" с изображением главной героини. Фото из открытого доступа.
Вот так в те годы выглядели киноафиша и обложка журнала "Советский экран" с изображением главной героини. Фото из открытого доступа.

Но лично для меня основной интригой в фильме стали не перипетии со злосчастной облигацией, а кадры с обликом старой Москвы.

1927 год, заканчивается НЭП. Очень скоро город начнёт стремительно меняться, и Барнет словно спешит зафиксировать на плёнке Москву уходящую. В картине очень много общих планов, напоминающих порой документальные кадры. У режиссера с особой неприкрытой чистотой проявилась важная черта его творческого мира - поэзия вещей. Повседневный быт, улицы большого города, поезда, трамваи, даже общественный туалет (он показан на втором фотокадре) - весь этот материальный мир передан им с присущей только ему теплотой и особым лиризмом.

Фото из открытого доступа.
Фото из открытого доступа.
Фото из открытого доступа.
Фото из открытого доступа.
Фото из открытого доступа.
Фото из открытого доступа.
Фото из открытого доступа.
Фото из открытого доступа.
Фото из открытого доступа.
Фото из открытого доступа.
Фото из открытого доступа.
Фото из открытого доступа.

Одна из киноафиш того времени зазывала:

Какой тут может быть спор!
Делим вопрос на две части:
1) Опоздать на "Девушку с коробкой" - позор!
2) Не видеть её совсем- несчастье!

Не хотите прильнуть к экрану?

Читайте мои последние публикации на канале:

Уважаемые читатели, подписывайтесь на мой канал! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях!