Найти в Дзене
Записки на холстах

«Я думаю, что рисую двух женщин, но это может оказаться пейзажем»

Самое дорогое в мире произведение искусства, как мне кажется, ожидаемо – картина «Спаситель Мира» Леонардо Да Винчи. За нее по результатам аукциона заплатили 450 млн. долларов. При том, что до сих пор среди специалистов много сомневающихся в авторстве. В последнее время знатоки сошлись на том, что руку Спасителю дорисовал кто-то другой.

«Спаситель Мира». Взято из свободного доступа в сети "Интернет".
«Спаситель Мира». Взято из свободного доступа в сети "Интернет".

А кто второй автор в списке самых дорогих работ? Боттичелли? Рафаэль? Пикассо?

А вот и нет - Виллем де Кунинг (1904 г., Роттердам – 1997 г., Нью-Йорк). Он же и третий). Его работы постоянно вырываются вперед в различных ценовых рейтингах. Вполне возможно, что многие о нем не знают. Но фамилия на слуху и работы наверняка видели большинство. Его творчество вызывало и вызывает споры. Его картинами восхищаются и возмущаются, их не воспринимают, покупают-продают, крадут и подделывают.

В многочисленных статьях об этом художнике встречаются такие эпитеты – величайший, великолепный, ведущий, знаковый, культовый, необычайный… Лидер абстрактного экспрессионизма, чье имя носит Академия в Роттердаме.

Конечно, таких эпитетов и высот он достиг не сразу.

Родился Кунинг в 1904 году в Роттердаме, Нидерланды, там же учился в Роттердамской Академии (с 1998 г. носит его имя), около года посещал занятия в Королевской академии изящных искусств в Брюсселе. Работал в дизайнерской фирме, ассистентом арт-директора универмага. В 22 года, в 1926 году уехал «зайцем» на грузовом судне в Америку. Около 20 лет занимался декорированием квартир, оформлением витрин, работал плотником и мн.др., а в свободное время писал картины. Сначала это были реалистические или полу-реалистические картины, затем он увлекся абстракцией, по сути, став одним из отцов-основателей абстрактного экспрессионизма.

К концу 30-х годов его работы - фигуративные абстракции уже приводили в восторг некоторых критиков, но не публику.

В 1937 году Кунинг добавил к фамилии частичку «де». И жизнь потихоньку изменилась). Я писала о подобном в статье о Д. Веттриано («Сказки о любви…»).

В 1948 году прошла первая персональная выставка художника, но желающих приобрести картины не нашлось. Однако Нью-йоркский музей современного искусства приобрел одну работу, а позже и Художественный институт Чикаго, что очень сильно подкрепило позицию Кунинга в мире искусства.

Кунинг в течение жизни менял манеру, стили, жанры – натюрморты, портреты, пейзажи; свободные, грубые мазки, нанесенные малярными кистями, цветные, черно-белые, геометрические переплетенные линии… В одной из посвященных Кунингу работ так описывался процесс создания им картины: «…капал на холст краской, достигал неожиданных (иногда для себя самого) эффектов благодаря разным параметрам вязкости и текучести материалов». Сам Кунинг считал: «Стиль - это мошенничество. Я всегда чувствовал, что греки прячутся за своими колоннами».

В 1950 году Кунинг написал картину «Раскопки», которую некоторые искусствоведы считают одной из самых важных в искусстве XX века. Вроде бы хаос танцпола, а если внимательно присмотреться, на холсте можно найти глаза, зубы, носы, фигуры, части фигур, птиц, рыб, может быть – массовое захоронение? Кунинга вдохновили на эту картину кадры с работающими в поле женщинами из фильма Джузеппе де Сантиса «Горький рис» (1949 г.).

«Раскопки», 1950 г. Взято из свободного доступа в сети "Интернет".
«Раскопки», 1950 г. Взято из свободного доступа в сети "Интернет".

В 50-х годах он написал известную серию-цикл «Женщины», 6 огромных полотен, кроме того - огромное количество рисунков и пастелей на эту тему, к которой неоднократно возвращался. Вот такими он видел женщин (по мнению художника, это – портреты).

«Две женщины», 1952 г. Взято из свободного доступа в сети "Интернет".
«Две женщины», 1952 г. Взято из свободного доступа в сети "Интернет".

Стоящие и сидящие мужчины у Кунинга в 40-х годах получались попривлекательнее. Но видимо такими женщин видят многие, т.к. эти его работы дорого продаются и на аукционах, и в частных сделках. Также известно, что они нравились его жене (художница Элен Фрид), с которой он с 1938 года (поженились в 1943 г.) состоял в довольно своеобразном открытом браке. Они сходились-расходились-ссорились, но с перерывами были все-таки вместе до ее смерти в 1989 году.

Работа Кунинга «Женщина III» (1953 г.) находилась в собрании Тегеранского музея современного искусства, однако в связи с изменениями в стране в 1994 году была продана американскому коллекционеру, который, в свою очередь, в 2006 году перепродал её в частной сделке за $137,5 млн. На тот момент это было самое дорогое в мире произведение искусства (сейчас третье или четвертое).

Хотя были и те, кто от «агрессивных» женщин испытал шок, кто-то - брезгливость, кто-то – отвращение. Возмущение выражали многие, многие обвиняли художника в женоненавистничестве… Даже некоторые коллеги-живописцы посчитали работы технической неудачей. Но было достигнуто главное – о Кунинге узнали широкие круги людей, интересующихся искусством. Споры и осуждение – замечательная реклама. А художник, оказывается, хотел обновить идею женской наготы и создать картину, созвучную классическим произведениям прошлого.

Еще одна работа из 50-х годов. И интересно, если бы не подпись, можно было бы узнать героиню – Мэрилин Монро (1954 г.) в лучший ее период?!

«Мерилин Монро», 1954 г. Взято из свободного доступа в сети "Интернет".
«Мерилин Монро», 1954 г. Взято из свободного доступа в сети "Интернет".

Позже он писал уже не такие провокационные картины, постепенно ушли конкретные образы (если их можно так назвать), работы стали символичнее, но осталась экспрессия. В конце 50-х –начале 60-х годов он писал в основном яркие абстрактные пейзажи, которые он называл в честь тех мест, улиц, которые его вдохновили.

Одна из таких картин, созданная в 1955 году, называется Interchanged (переводов масса - Развязка, Смешение, Обмен) - очень популярна на рынке. Так, в 1989 году картина была продана на Sotheby's за 20,7 млн долларов японскому арт-дилеру, что стало рекордной ценой для работы живого на тот момент художника. В феврале 2016 года эта картина в частной сделке была продана за 300 млн. долларов. Именно она - вторая в рейтинге самых дорогих картин в мире. Можно отметить, что на аукционах его работы ценятся намного скромнее, но на цену влияет масса факторов.

«Interchanged», 1955 г. Взято из свободного доступа в сети "Интернет".
«Interchanged», 1955 г. Взято из свободного доступа в сети "Интернет".

Пик популярности Кунинга, похоже, пришелся на конец 50-х - начало 60-х годов. Не многим художникам посчастливилось при жизни узнать славу, признание и достаток. По сообщениям в СМИ в 1959 году, в день открытия персональной выставки художника, коллекционеры начали выстраиваться в очередь перед галереей задолго до ее открытия, и к полудню почти все картины были проданы.

Художник прожил долгую жизнь (почти 93 года) и не переставал творить. Он не переставал повторять: «Я живу, чтобы рисовать». Но работы позднего периода, когда сказывались последствия бурной жизни, увлечения алкоголем и прогрессирующая болезнь Альцгеймера, конечно, сильно отличаются от работ 1950-1970 годов.

И, конечно, каждый решает для себя, нравятся ли ему работы Кунинга и какие, так как об одном и том же можно сказать - абракадабра, можно – «буйный ураган красок, сдерживаемый разве что картинной рамой», можно – «переосмысление женской фигуры в рамках абстракции» или «рваные ритмы регги». Думайте сами, решайте сами))).