Найти тему
Константин Федосеев

ИСПРАВЛЕНИЕ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ С, З, Ц

Взято из свободных источников
Взято из свободных источников

Свистящие согласные С, З, Ц по месту образования
являются переднеязычными. Базовой для этой группы является
артикуляция звука
С.

Артикуляция С: кончик языка касается основания нижних
резцов. Боковые края языка плотно прилегают к внутренней
стороне верхних коренных зубов, закрывая проход воздушной струи по бокам. Воздушная струя узкая, холодная, идет по средней линии языка. Губы слегка растянуты, как при легкой улыбке. Зубы (челюсти) разомкнуты на 1-2 мм. Верхние и нижние резцы обнажены.

Артикуляция З: артикуляционный уклад — как при
произношении
С, но в образовании звука 3 принимают участие
голосовые складки.

Артикуляция С'. Звук С' смягчается из-за более широкой
улыбки, при которой передняя часть языка приподнимается к
твердому нёбу. Ощутить разницу в артикуляции
С и С' легче,
если последовательно произносить следующие звуки;
сс',
с — с', з — з'; а также слоги, в которых С звучит в твердой и
мягкой позиции:

су — сю со — сё са — ся сэ — се сы — си
зу — зю зо — зё за — зя зэ — зе зы — зи

ИСПРАВЛЕНИЕ ЗВУКОВ С — З

Разновидностями дефектного произношения свистящих
звуков являются так называемая «старческая шепелявость», а
также «тупой» и «острый» сигматизм.

1. При шепелявости свистящие звуки заменяются
шипящими.
Например, вместо
синий — сшиний, вместо зуб — джуб и т.д.
При исправлении этого недостатка необходимо обратить
внимание на расположение кончика языка. Надо сознательно
ставить его к корням нижних зубов, не разрешать ему
подниматься кверху. Внимательно проследите за укладом языка в
следующем упражнении:

с — ш: си - ши, сэ - ше, са - ша, со - шо, су - ту, сы - ши
ш — с: ши - си, ше - сэ, ша-са, шо - со, шу - су, ши - сы
з — ж: зи - жи, зэ - же, за - жа, зо - жо, зу - жу, зы - жи
ж — з: жи - зи, же - зэ, жа - за, жо - зо, жу - зу, жи - зы

2. При «тупом» сигматизме звуки С и З произносятся
тупо, без характерного свиста. Это происходит тогда,
когда кончик языка очень сильно упирается в нижние
зубы (прижатый сигматизм), либо кончик языка
находится между верхними и нижними зубами, а иногда
и у верхних зубов. Челюсти при этом, как правило,
сильно зажаты.
При исправлении этого недостатка полезно использовать
спичку. Кончик спички 5 мм закусить передними зубами. Тем
самым создается щель между зубами, необходимая для
правильного произнесения
С, а также спичка мешает языку
занять привычно неправильное положение, т.е. подняться кверху.

Упражнение:

Со спичкой между зубами медленно и осторожно
произносить:

У-СИ О-СИ А-СИ Э-СИ И-СИ Ы-СИ
СИ СИ-СИ СИ-СИ-СИ СИ-СИ-СИ-СИ
У-ЗИ О-ЗИ А-ЗИ Э-ЗИ И-ЗИ Ы-ЗИ
ЗИ ЗИ-ЗИ ЗИ-ЗИ-ЗИ ЗИ-ЗИ-ЗИ-ЗИ


При «остром» сигматизме слышится резкий свист. Чаще
всего это происходит от несмыкания боковых краев языка и
боковых верхних зубов. В образующуюся щель идет лишняя
утечка воздуха при выдохе. Как только этот «сквозняк», «сифон»
между зубами и языком ликвидируется, звук приходит в норму.
Для исправления этого недостатка можно рекомендовать
следующее упражнение.
Прикусить верхними зубами весь язык так, чтобы зубы и
язык касались друг друга полностью. Затем кончик языка
осторожно перевести к нижним зубам, не отрывая остальную
часть языка от верхних зубов. Произнести звуки:

ИСИ ИСИ-ИСИ ИСИ-ИСИ-ИСИ ИСИ-ИСИ-ИСИ-ИСИ
СИ СИ-СИ СИ-СИ-СИ СИ-СИ-СИ-СИ


изи изи-изи изи-изи-изи изи-изи-изи-изи
зи зи-зи зи-зи-зи зи-зи-зи-зи


ТРЕНИРОВКА ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ
СВИСТЯЩИХ С — З

Упражнение 1. Артикуляция звуков С—З тренируется
легче, если перед ними стоит гласный звук
И, т.к. губы
принимают при «
И» положение, характерное для С и З.
Произносите:

иск — искра — испуг — исход — история
издавна — изверг — изба — избыток — издёвка
исстари — изморозь — извне — исступление
риск — писк — визг — миска — киска

Упражнение 2. Тренируйте правильность артикуляции в
словах, где звуки
С — З находятся в начале слова:

сук — суп — суд — судак — сурок
сок — сор — соль — сода — содержание
сад — сани — сало — сахар — салют
сэр — сэндвич — север — сено — семь
сип — сивый — сила — сиг — симпатия
сыр — сыпь — сыро — сын — сытый
зуб — зубило — зудит — зубр — зуммер
золото — зов — зона — зори — зола
зазор — заноза — зараза — зазноба — звёзды
зебра — зеркало — зелень — зев — земство
зимушка — зимний — Зина — Зигмунд
зыбь — зыбун — зыркать — зычный


Упражнение 3. Тренируйте правильность артикуляции в
словах, где звуки
С—З находятся в конце слова:

ус — нос — квас — вес — лес — мыс
голос — лотос — палас — каркас
минус — фокус — конус — ребус — кактус
груз(с) — глаз(с)— воз(с) — таз(с)
мазь(сь) — грязь(сь) — князь(сь) — бязь(сь)


Примечание: по орфоэпическим правилам (орфоэпия — в
переводе с греческого правильная речь), звонкие согласные в
конце слов оглушаются и звучат как парные им глухие . Звук
З в
конце слова оглушается и произносится как
С, а звук Зь как
Сь.

Упражнение 4. Тренируйте правильность произношения
С и З в словах, где эти звуки стоят в середине слова:

асфальт — атмосфера — каска — маска
государство — насос — космос — рост — мост
вздернул — вздрогнул — взгрустнул — вздумал
вспорол — вспомнил — всуе — всхлипнул

Примечание: звонкий согласный В перед глухим С
уподобляется глухому и произносится как звук
ф:

(ф)спорол — (ф)спомнил —(ф)суе —(ф)схлипнул

Упражнение 5. Многократно произносите словосочетания,
насыщенные звуками
С—З:

солист ансамбля
запретная зона
каскад струй
знание языка
весна красна
зоркие глаза
сырой песок
признак грозы
последний выстрел
звуки музыки
высокий рост
золочёное зеркало

Упражнение 6. Многократно произносите фразы, пословицы,
поговорки, проверяя правильность артикуляции
С— С'.

Придет осень, за всё спросит.
Авось да небось — хоть брось.
Худые вести не стоят на месте.
Не в свои сани не садись.
Собака на сене — сама не ест и другим не даёт.
Всякому семени свое время.
Всем сестрам по серьгам.
Краткость — сестра таланта.
Старость — юность усталых людей.


Упражнение 7. Многократно произносите фразы, пословицы,
поговорки, проверяя правильность артикуляции
З — З'.

Занятия спортом — залог здоровья.
А зори здесь тихие.
От лени болезнь, от работы — здоровье.
Око за око, зуб за зуб.
У трезвого на уме, у пьяного на языке.
Много званых, да мало избранных.
За добро добром заплатят.
Люблю кизил и изюм.
Зяблик зябнет на берёзе.
Где не возьмёт топор, там возьмёт смекалка.
Один за всех, все за одного.

ИСПРАВЛЕНИЕ ЗВУКА Ц
АРТИКУЛЯЦИЯ Ц:

Взято из свободных источников
Взято из свободных источников

Звук «Ц» — сложносоставной звук (аффриката). Он
образуется в результате слияния 2-х звуков:
Т и С.
Постановка звука Ц возможна только после того, как звук
«
С» будет исправлен и войдет в речь.

При произношении «
Ц» язык выполняет два
последовательных движения — сначала касается корней верхних
зубов и быстро соскальзывает вниз, касаясь корней нижних
зубов. На начальном этапе постановки звука может получаться
сочетание
ТЫС, но как только «ы» исчезнет и язык будет
двигаться от «
Т» к «С» без перерыва, звук «Ц» сразу наладится:

ТЦЕ, ТЦЕ-ЦЕ, ТЦЕ-ТЦЕ-ТЦЕ.

Наиболее распространенным недостатком произнесения
звука
Ц является его сближение со звуком С. Вместо наконец —
наконес, вместо сцена — ссена. Это происходит из-за того, что
язык не выполняет первое смычное движение — не смыкается с
верхними зубами, а сразу идет вниз. Для исправления этого
дефекта надо приучить язык вставать на «
Т» (подниматься к
верхним зубам, т.е. начинать
Ц с произнесения Т) и лишь затем
опускаться к корням нижних зубов, как на звук
С. Потренируйте
двойное движение языка на несложных сочетаниях:

тцу — тцо — тца — тцэ — тцы — тцы
двум — цвом — цвам — цвэм — цвим — цвым
цмуц — цмоц — цмац — цмэц — цмиц — цмыц
цнуц — цноц — цнац — цнэц — цниц — цныц
цху — цхо — цха — цхэ — цхи — цхы
цуц — цоц — цац — цэц — цыц — цыц
цус — цос — цас — цэс — цыс — цыс

ТРЕНИРОВКА ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ
ЗВУКА Ц

Упражнение 1. Тренировку звука Ц лучше начинать со
слов, где
Ц стоит в конце слова.

боец — пловец — палец — танец — заяц
месяц — мизинец — певец — отец — конец
кузнец — песец — колодец — птенец — купец


Упражнение 2. Произносите слова, где Ц находится в
середине слова:

лицо — яйцо — кольцо — овца
солнце — птица — синица — улица
бубенцы — птенцы — пуговица — золотце

Упражнение 3. Произносите слова, где Ц находится в
начале слова:

цепь — цель — царица — Цицерон
цирк — циркуль — цапля — центр
цыган — цынга — цоколь — цукат
цунами — цедра — циновка — цех

Упражнение 4. Многократно произносите
словосочетания, насыщенные звуком
Ц:

умница-разумница
целое яйцо
птица-перепелица
конец лекции
ценная вакцина
цепная реакция
лекция доцента
отец цыгана
оценка ценностей
концерт горцев

Упражнение 5. Многократно произносите фразы,
пословицы, поговорки, продолжая контролировать артикуляцию
звука
Ц.

Кузнец — молодец, захромал наш жеребец.
Знаменитый певец вызывается на сцену.
Легкая метелица белым снегом стелется.
За плохого бойца ругают отца.
Язык у сплетницы длиннее лестницы.
Любовь — кольцо, а у кольца нет конца.
Пословица недаром молвится.
Полюбила молодца не из-за золотца.
Съел наконец кузнец варенец.

Не велика птица-синица, да умница.
Что в лицо сказано, то со злом не связано.
У себялюбца сердце злее перца.
Льстят тем, кого боятся. Все льстецы —
прихвостни.

Примечание: сочетания ДЦ, ТЦ внутри слова и
сочетания
ТС, ТЬС в возвратных глаголах произносятся как
двойной звук
Ц:

молодца — молоцца
золотца — золоцца
молвится — молвицца

Если статья была полезна, ставьте лайки и подписывайтесь на канал, чтобы не потерять. Всем добра!