Найти тему

Программа Клима, которая подвела его к 1-й фразе при сенсомоторной алалии. Работа дома

То, что я предлагаю и воплощаю со своими учениками на занятиях, это работа специалиста, которая кажется невероятно сложной для повторения в домашних условиях.

Прекрасно понимаю трудность задачи, поэтому предлагаю адаптацию программы для ребёнка с сенсомоторной алалией силами мамы Клима.

Она занимается с сыном по материалам канала полгода. На момент начала работы ему было 2 г. 9 мес. Примерно раз в 1,5 месяца происходит изменение и подстройка программы под новые навыки , что позволяет держать максимально возможную для мальчика динамику развития. Четыре варианта программы отражены в видео роликах под номерами 1, 2, 3, 4. Ищите их в подборке "Сенсомоторная алалия".

Клим произносит фразу "Я собака". В руках у него любимая игрушечная собачка.
Клим произносит фразу "Я собака". В руках у него любимая игрушечная собачка.

В статье приведу те приёмы работы, которые за последние 1,5 месяца привели к появлению спонтанной фразы. Работа над конкретными навыками показана в программном ролике номер 4. Мама Клима всегда готовит расписание и дидактические пособия для каждого следующего этапа работы.

Работа на уровне звуков

К каждому новому периоду готовится дополнительный набор картинок на вызываемые звуки. Если в первые три месяца работы Климу показывали только реальные предметы, то сейчас идёт работа с предметными картинками. Словарь нужно накапливать, поэтому нельзя демонстрировать ребёнку один и тот же предмет в течение полугода. Именно с этими картинками, которые вы увидите в галерее, сейчас занимается Клим (фото прислала мама мальчика).

Листайте галерею.

Не все буквы повторяются каждый день. Обычно в занятие включается не более 4-5 букв. Мама показывает Климу картинку, называет её, чётко проговаривая 1-й звук. Если гласный безударный, звук произносится в соответствии с буквой.

Важный момент: так как уже идёт работа над структурой простой фразы с местоимением "Я", то кроме глагольных конструкций (я еду, я бегу, я сижу, я лежу), местоимение добавляем в сочетания с предметными картинками.

Тут вводятся первые диалоги знакомства, которые со стороны Клима выглядят как простое называние отдельных звуков. Но делать это надо сейчас! Тогда при появлении произвольной фразовой речи не возникнет вопроса, как вызвать ребёнка на диалог. Он уже будет отработан на звуковом этапе.

Возможный диалог

  • Мама даёт картинку Климу и спрашивает: "Ты кто?"
  • Помогает ему ответить: "Я корова." В исполнении мальчика фраза обычно звучит "А ... к..."

С облаком знакомиться необязательно, лучше для диалога подбирать картинки с одушевлёнными существами. Но ничего страшного не произойдёт, если диалог знакомства вы проведёте с экскаватором.

Слоговая работа

"Б" и "Т" - первые звуки, которые стали спонтанно получаться у Клима относительно легко. Поэтому было решено включить их в работу над слоговой структурой слова. Подобрали слова из 1-го, 2-х и 3-х слогов, которые начинаются на "Б". Важно было добиться произношения слогов, а не одного согласного звука. Поэтому, показывая "бант" мама помогала вытянуть слог "ба" один раз, "баба" - два раза, а "баранка", которую Клим часто просит, обозначали тремя одинаковыми "ба-ба-ба". Переключаемость с одного звука на другой еще отсутствовала, опирались на то, что получалось.

На "Т" взяли только два слова: тигр и тёти.

Формирование структуры простой фразы

В работе над структурой фразы использовали разные подходы:

  • Фразы с местоимением "Я".
  • Сочетания существительного и прилагательного (цвета и размер).
  • Сочетание числительных с существительными.
  • Работа по программированию с прозрачными карточками.

На фото пособие для работы с числительными 1-2. На столе перед Климом лежат числа. Если мама дает один мячик, мальчик двигает его к цифре 1 и говорит хотя бы звуки "О... м...". На два мячика звучат звуки "Д...м...".

Картинки мама подбирала на те звуки, которые может сказать Клим.
Картинки мама подбирала на те звуки, которые может сказать Клим.

Расписание занятий на неделю.

Без расписания не обойтись. Необходимость в нём возникает на 3-4 неделе занятий. На 2-3 неделе подбираются предметы, которые мы связываем со звуками и вводятся названия цвета и слова "большой-маленький". Количество пособий значительно увеличивается.

Если все задания попытаться включить в один урок, ребёнок не выдержит нагрузку. Поэтому материал равномерно распределяем по всем дням недели с расчётом на 10-15 минут занятия.

Делается расписание просто, без изысков, не тратим на него время, пытаясь создать полиграфический шедевр. Это "расходник", отработали, написали новое. На фото пример расписания мамы Клима.

Расшифрую не всем понятные пункты:

Старые и новые картинки к буквам чередуются через день, чтобы Клим не забывал пройденное.

1-й день

  • А, Э, П, Б, М
  • Каждый день (слоги и слова на "Т" и "Б")
  • "Клювик" - произвольная артикуляция "М", Клим учится сам пальчиками сжимать свои губы.
  • Пары игрушек с союзом "И"

2-й день

О, У, В, Ф,К

На каждый день (см. день 1-й)

Кто Клим? (тренируем жест ладонью по груди)

Зубная щётка (учим Клима закусывать ручку щётки и удерживать её зубами без помощи рук)

Прилаг.+существ. (цвет)

3-й день

  • А, Э, П, Б, М
  • На каждый день
  • "Да" с сортером
  • Звуки "С, З" с закусыванием спички
  • Я иду. Я еду.

4-й день

  • О, У, В, Ф, К
  • На каждый день
  • Домик для машинок (предлог "В")
  • Большой-маленький

5-й день

  • А, Э, П, Б, М
  • На каждый день
  • Грамматика - лимон-лимоны
  • Прилаг. "твёрдый-мягкий"
  • Кто Клим?

6-й день

  • О, У, В, Ф, К
  • На каждый день
  • "Да" с сортером
  • Кто Клим?

7-й день

Повторяем буквы по всем старым предметам и картинкам. Это облегченный день. Почти отдых.

Пройденный материал убирается в отдельную коробку. Раза два в месяц какое-то пособие оттуда пускаем на повторение. Пункт "Каждый день" - здесь даём тот новый материал, который ввели при коррекции программы занятий. Затем, через неделю, новые пособия начинаем показывать 2-3 раза в неделю.

Привожу видео, где удалось поймать этапный момент в развитии речи мальчика. "Я собака" - вот она, спонтанная фраза, на которую мы будем опираться, чтобы вывести Клима в произвольную, осознанную речь. Напомню, что без спонтанных (случайных) звуков и слов не возникнет и речь, которая отражает вербальное мышление человека.

Шаг сделан, значит пора подкорректировать программу, добавить пособия и изменить расписание. Но это уже другая история!

Всем успехов в развитии речи!

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц