Дети критикующих родителей.
Устаревшая идея о том, что много хвалить нельзя, иначе ребёночек зазнается и перестанет стараться - к сожалению не такая уж устаревшая. По прежнему многие взрослые на автомате ищут недостатки и недочёты в своих и чужих детях, совершенно не задумываясь о том - как это на самом деле влияет на формирующуюся личность.
И не осознавая своих истинных мотивов.
Основная идея конечно в том, что как будто это поможет улучшить ребенка (его достижения, его качества и т.д.) Такая нарциссическая жажда довести до идеала свое дитя, прикрытая благими намерениями сделать его более жизнеспособным.
Но часто за этим скрывается простая зависть. А ещё невозможность принимать слабость и ограничения - свои в первую очередь, ну и других соответственно. А тем более в своих детях, ведь они должны быть лучше чем мы!
Такое вот противоречие, если мой ребенок лучше чем я, то мне сложно с этим смириться, и я уничтожаю его своей критикой. Но в то же время, если мой ребенок совершает те же ошибки что и я когда-то, то мне тоже невыносимо это принимать, так как я встречаюсь со своей неидеальностью, которую не могу вынести.
А что же происходит с ребенком? Он получает сигнал, от значимого взрослого, в первую очередь о том, что с ним что-то не впорядке, что он не достаточно хорош чтобы его любили. А так как любовь как принятие, это самое важное в чем нуждается ребенок (достижения, результаты, ощущение себя каким то крутым - это вовсе не то что на первом месте для ребенка), то он изо всех сил старается достичь этого "идеала", который наконец-то будут любить.
И получает он пятерки, преодолевает страхи, завоевывает медали и грамоты не потому что ему это интересно и нужно, а потому что ему необходимо порадовать родителя (или учителя -тренера) чтобы тот подарил ему немного любви и принятия. Но так как идеал не достижим, то никогда не получается быть таким на сто процентов. Всегда найдется куда ещё стремиться, всегда родитель будет чем-то недоволен (см. выше про противоречие) Соответственно получить полное принятие не представляется возможным ((
И тогда либо ребенок сдается и вырастает во взрослого, который разочарован в себе и считает себя не достойным любви и чего-то хорошего. И сам себя ограничевает, накапливая при этом огромное количество, иногда скрытой, иногда явной, злости на весь мир.
Либо продолжает и во взрослом возрасте доказывать всем, что он достоин любви, совершенно при этом не замечая себя конечно.
Ну и естественно, что на своих детей он переносит тот же способ "воспитания". Со мной так же обращались и ниче человеком вырос! Или другая крайность - не дай боже в чем упрекнуть мое дитятко, и тогда это дитятко не знает границ вообще, и парадоксальным образом тоже не получает принятие, например в своих ограничениях.
Такой вот замкнутый круг. Пока кто-то не начнет обращать внимание на себя, замечать СЕБЯ, таким как есть - со всеми своими сторонами, не пытаясь их как-то улучшить, изменить, изничтожить.
Автор: Дядчева Кира Андреевна
Психолог, Гештальт-терапевт
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru