Найти тему

Обзор многосерийного фильма «Место встречи изменить нельзя»

Сценарий к многосерийному фильму 70х годов режиссера Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя» был написан по книге братьев Вайнеров с говорящим названием «Эра милосердия».

Культовый детективный фильм повествует о поствоенном мире, когда в воздухе висело тяжелое напряжение, страх, тревога, и то, что было сильнее всего этого – надежда! На новую жизнь, на справедливость, на искоренение зла, на любовь. Режиссер картины, Станислав Говорухин не романтизирует время, он не стремится к идеализированным кинематографическим образам, а наделяет каждую сцену и персонажа ощущением правды и достоверности. Очень о многом говорит даже тот факт, что для фильма были использованы материалы настоящих уголовных дел.

Художественное пространство, которое создал в своем фильме Говорухин, стремится к реалистичности, преобладают серые тона и такие же настроения. Режиссер не преследует цель использовать замысловатые приемы, метафоричность или образность, как, например, Бергман или Тарковский. Он говорит со зрителем понятным, искренним и простым языком, при этом заставляя его полностью погрузиться в происходящее действие. Зритель здесь не сторонний наблюдатель - сюжетная линия выстроена так, что он анализирует, пытается наперед просчитать поступки героев и решить, что бы сделал сам на его месте. Внимание удерживается неожиданными сюжетными поворотами, столкновениями интересов персонажей, сменой темпортимов, локаций, действий. Каждая серия фильма обрывается в максимальной точке развития саспенса, заставляя в предвкушении ждать продолжения.

Композиционная структура и использование большого количества диалогов, как средства раскрытия героев и фабулы - схожи с известными многосерийными фильмами того периода: «17 мгновений весны» Т. Лиозновой и «Тасс уполномочен заявить» В. Фокина. Но здесь мы так же наблюдаем очень тонкое использование юмора, ярких и остроумных фраз, которые быстро ушли в народ и стали крылатыми. Мало кто не знаком с такими цитатами, как: «Самое дорогое – глупость, за нее дороже всего приходится платить», или «Наказания без вины не бывает».

Однако, было бы ошибкой считать вышесказанное основной причиной успеха фильма. Главная ценность картины заключается в глубокой проработке каждого героя и персонажа. Здесь даже короткие, эпизодические роли не теряются в большом разнообразии образов и архетипов.

«Место встречи изменить нельзя» - это фильм об эпохе, рассказанной в людях и характерах: сломленных и выстоявших. Но это не полярные миры. Как и в жизни, здесь каждый образ многогранен и сложен. Герои Жеглов и Шарапов, гениально исполненные Высоцким и Конкиным - стали нарицательными. Удивительно также то, что на все основные роли преступников Говорухин взял актёров с положительной харизмой – как, например, Удовиченко или Kуравлёв. И, напротив, персонаж Груздев — хоть и предстает в роли жертвы, но в нём зритель чувствует гораздо больше отрицательных черт, чем надо бы иметь «порядочному гражданину».

Вот эта двойственность и многомерность, отсутствие навязчивой морали и дидактики создает ощущение шедевра.