Занятия проходят в библиотеках и детских лагерях
Изучение русского жестового языка строится на ассоциациях. Слово «добрый» — как кошечка. Как мы гладим кошку? По шерсти, но ни в коем случае не против – чтобы она не злилась. На курсах РЖЯ много таких аналогий, которые используют как в обучении детей, так и на занятиях с взрослыми. Студентки института педагогики, психологии и физической культуры Курганского государственного университета Татьяна Кутепова, Светлана Глущенко и Ярославна Володина обучают всех желающих правилам общения с людьми, имеющими нарушения слуха.
Проект девушек «Марафон русского жестового языка «ЖестФест» реализуется в рамках всероссийского студенческого проекта «Твой Ход». Татьяна Кутепова рассказала корреспонденту газеты «Курган и курганцы» о его сути, занятиях, планах на будущее и своем волонтерском пути.
— Что такое «Марафон русского жестового языка «ЖестФест»?
— Это возможность для детей и молодежи Кургана и Курганской области познакомиться с русским жестовым языком и правилами общения со слабослышащими людьми. В рамках проекта мы проводим мастер-классы по изучению дактиля, то есть пальцевой азбуки, говорим о правилах общения, выезжаем в детские лагеря и библиотеки. При помощи жестов учим говорить некоторые слова и фразы, например: «Я тебя люблю», «Мама», «Как дела?», «Доброе утро».
Занятия направлены на молодежь, но если есть взрослые, желающие присоединиться, – у нас нет никаких ограничений ни по возрасту, ни по другим параметрам.
— Как возникла идея проекта?
— С 2017 года я занимаюсь изучением русского жестового языка. Как волонтер общалась со слабослышащими людьми, и думала о том, как важно знать хотя бы элементарные фразы на жестовом языке. Если кто-то увидит, что неслышащий человек нуждается в сопровождении или, например, не знает, как обратиться к кому-то, – сможет поздороваться и предложить помощь. В некоторых странах жестовому языку обучают в школах, но у нас он не изучается, хотя признан государственным.
«ЖестФест» создавался в рамках Всероссийского проекта «Твой ход». Близится окружной этап, куда мы с командой поедем презентовать свой проект. Планируем развивать его и дальше – он имеет отклик у аудитории. Возможно, будем записывать видеоролики и выкладывать их в общий доступ, потому что не у всех есть возможность приехать на занятия, но им это тоже интересно. Может, посмотрев на нас, в области начнут организовывать что-то похожее.
— Почему в 2017 году начали изучать жестовый язык?
— Я пришла в волонтерский отряд, который специализировался на работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья. Помню, тогда нам предложили пойти во Всероссийское общество глухих изучать русский жестовый язык, чтобы на волонтерских мероприятиях мы могли чувствовать себя комфортно. Это заинтересовало, потому что этим мало кто занимается, но это важно.
Как-то мы были волонтерами на международном чемпионате по армрестлингу среди глухих – он проходил в Кургане, и у нас была возможность пообщаться с помощью жестов с армрестлерами из разных городов.
— В обычной жизни пригождаются знания?
— Когда на улице встречаю слабослышащего человека, с которым уже виделась до этого, могу с ним поздороваться, спросить, как у него дела – человеку приятно, когда с ним могут пообщаться наравне, не используя телефон.
— Какие есть правила общения со слабослышащими людьми?
— Важно не отворачиваться от человека и находиться с ним на одном уровне – если он сидит – тоже присесть, если стоит – встать рядом с ним; не кричать – если собеседник вас не услышал, лучше написать или попытаться объяснить как-то иначе.
Нужно четко показывать жесты, внятно проговаривать слова и артикулировать, потому что малейшая ошибка может привести к неловкой ситуации. Например, один жест может обозначать слово «миллион», но если чуть дрогнет рука, то это уже будет значить «туалетная бумага». При общении руки должны находиться на уровне груди, чтобы человек мог одновременно считывать с губ. Это основные правила.
— Как проходят ваши занятия?
— Сначала мы спрашиваем детей, знают ли они, кто такие глухие люди. Многие начинают говорить: «Это глухонемые, которые не говорят и не слышат». В таких случаях мы объясняем, что это не так, у них есть свой язык и они на нем спокойно разговаривают. Просто без звука, в тишине. Глухонемыми мы их называть не можем – они слабослышащие. Дети очень толерантно к ним относятся и говорят: «Да, мы таких людей встречали, нам было интересно, как они общаются…».
Потом мы обговариваем правила общения и начинаем изучать дактиль – выдаем карточки, где показана каждая буква. Сначала они пытаются изучать их сами, а потом мы объясняем каждую букву, придумывая ассоциативные связи. Дети пробуют сказать свое имя на русском жестовом языке и простые фразы. В некоторых детских лагерях, куда мы ездили, были вожатые, которые знали русский жестовый язык – на их сменах отдыхали слабослышащие дети.
— Если после занятий ребенок заинтересовался изучением РЖЯ, куда он может обратиться, чтобы глубже изучить эту тему?
— Всегда можно прийти во Всероссийское общество глухих – каждый год там проходят курсы по русскому жестовому языку для всех желающих. Также можно найти информацию, книги или видеоролики в интернете – мы всегда оставляем свои контакты, потому что планируем развивать этот проект и дальше.
— Почему это важно для вас?
— Мне всегда нравилось помогать. В детстве часто выходила на детскую площадку и играла с маленькими детьми, чтобы их родители могли отдохнуть, посидеть на лавочке и поговорить. Когда выросла, стала заниматься волонтерством и поняла, что важно думать не только о себе, но и о других людях, у которых нет тех возможностей, которые есть у тебя.
Нет ничего страшного в том, чтобы подойти к слабослышащему человеку и спросить, нужна ли ему помощь. Возможно, она не нужна, но ему будет приятно, что о нем позаботились.
— Вы учитесь на дефектолога. Волонтерство связано со специальностью или специальность связана с волонтерством?
— Второе. До того, как начала заниматься волонтерством, я не знала, на кого идти учиться. Думала, может, стать врачом, может библиотекарем, учителем… Потом вовлеклась в инклюзивное волонтерство, познакомилась с такими детьми и поняла, что вот это – это мое.
Фото из личного архива Татьяны Кутеповой