Найти тему
Молодость в сапогах

Реквием фрегату "Александр Невский" и пара слов о международных отношениях.

Гибель фрегата "Александр Невский". Художник А.П. Боголюбов.
Гибель фрегата "Александр Невский". Художник А.П. Боголюбов.

Морская тематика нашим каналом не то чтоб игнорируется, просто нет среди нас авторов, служивших на флоте. И тут вот в редакцию поступил очень интересный текст по ... "дипломатической части". С легкой руки нашего автора Бориса Николаевича Григорьева к публикациям подключились его бывшие коллеги по работе в советских диппредставительствах. Товарищи дипломаты пока скромничают и предпочитает псевдонимы - мы тут их очень хорошо понимаем, сами такие.

Однако, очень скоро, смеем предположить, читатель увидит работы новых замечательных авторов в книжном формате. Им есть что сказать и есть о чем рассказать. Это люди советской эпохи, шагнувшие в эпоху новую, "стражи времен", если можно так сказать - высокопарно, но верно. Вот такой у нас смелый прогноз, а пока представляем вниманию читателей авторский текст о посещении датского музея по работе и по долгу службы, а не для собственного удовольствия. Такое тоже иногда бывает.

Это не только интересная информация, это еще и напоминание о том, что по ту сторону, во враждебном теперь нашей стране лагере, все еще очень много людей, относящихся к России, если не тепло, то с пониманием. Им нелегко. Они часто вынуждены скрывать свои симпатии. Но и это пройдет когда-нибудь. И опять придется налаживать отношения. Лучше, если это будет через культурные связи - в этой сфере все еще водятся обычные нормальные люди, а не придатки к бизнес-интересам, готовые за некую обобщенную бочку варенья продать все, что захотят купить.

Фрегат "Александр Невский".
Фрегат "Александр Невский".

Лилия с фрегата «Александр Невский»

Эта история началась 20 лет тому назад, когда я был на дипломатической службе в нашем посольстве в Копенгагене.

Однажды руководство миссии поставило перед мной задачу разработать маршрут посещения одного из регионов Дании, в который давно уже не ступала нога российских дипломатов.

Надо сказать, что подобные дипломатические «вояжи» - это одна из классических и эффективных форм работы загранпредставительств, дающих возможность не только знакомиться «в привязке к местности» с адресатами двустороннего сотрудничества, но и устанавливать новые полезные контакты, а заодно и изучать страну, настроения за пределами столичного округа.

Вызывавшим наш интерес регионом Дании на этот раз стала западная Ютландия (дат. Jylland) - полуостров в Европе разделяющий Балтийское и Северное моря. Его большая северная часть принадлежит Дании, южная - Германии.

Среди прочего в маршрут нашей поездки было включено посещение на самом крайнем северо-западе полуострова городка Лемвиг. Привлекало к этому упоминание в нескольких туристических справочниках о тамошнем краеведческом музее, в котором будто бы хранились предметы, снятые с борта некоего русского «императорского корабля», потерпевшего крушение возле тамошних берегов в середине XIX века.

Музей располагался в низеньком, по-датски чистеньком уютном доме, утопающем в море алых роз. На пороге нас встретила хозяйка Э. Дамгорд. Она ознакомила нас с основной экспозицией и торжественно подвела к отдельной комнате-залу, где размещалась экспозиция, связанная с таинственным русским кораблём.

Вслед за Эллен мы перешагнули через порог и внезапно ощутили присутствие русского духа, а взору открылся мир богатого русского дома середины XIX века с красивой массивной мебелью из красного дерева в стиле бидермайер (характеризуется миром вещей с лёгким налётом сентиментальности и грусти), зеркалами в позолоченных рамах, предметами домашнего быта того времени, вплоть до начищенного до блеска тульского самовара с многочисленными медалями на боках. Одновременно с салонной обстановкой кают-компании - а это была именно она - можно было увидеть большой деревянный штурвал, рынду и прочую атрибутику военного корабля парусной эпохи, дополненную стендами в коридоре с бережно хранимыми частями деревянной обшивки палубы вперемешку с ядрами, штуцерными пулями и даже фрамугой с иллюминатором.

Сомнений не оставалось - директор музея представила подлинные доказательства кораблекрушения у датских берегов более 150 лет тому назад парусно-винтового 51-пушечного фрегата «Александр Невский», построенного на Охтинской верфи Санкт-Петербурга в 1861 году. 25 сентября 1868 года краса российского флота, элитный фрегат сел на мель в штормовую ночь всего в 400 метрах от пустынного берега, печально известного среди навигаторов того времени под названием «Железный». Коварные течения и частые штормовые ветры сыграли здесь роковую роль с сотнями судов, в том числе и с нашим кораблем.

Фрагмент экспозиции.
Фрагмент экспозиции.

Вскоре в сопровождении Дамгорд мы проехали к месту его гибели, а также посетил изрядно потрепанную местным суровым климатом и временем могилу трех русских матросов с корабля в близлежащем посёлке Харбоэре. Заодно узнали, что то кораблекрушение, в целом, закончилось счастливо для экипажа, из 729 членов которого погибли только пятеро: эти трое и двое офицеров, тела которых были отправлены в Кронштадт (причём одного из них, любимца экипажа лейтенанта А. Зарина, там ждала невеста).

Поездка завершилась в рыбацком посёлке Тюборен с его известным на всю Данию ежеутренним рыбным аукционом и необычным символом –установленным на центральной площади величественным якорем - одним из четырёх, принадлежавших «Александру Невскому». С 1958 года якорь с русского фрегата уверенно вошёл в историю этого поселения, затерянного в зыбучих песках на краю узенького мыса.

Будучи выходцем из военно-морской семьи, я не мог остаться равнодушным к этой интересной истории. К тому же в ней, как в капле воды, прослеживался целый ряд сюжетов, затрагивающих прошлое российско-датских отношений. По моей профессии мне тут же подумалось, что если их исследовать и сделать достоянием общественности, то можно было бы внести пусть небольшой, но полезный вклад в укрепление доверия и взаимопонимания между нашими народами.

С этими мыслями я и приступил к налаживанию регулярных связей с музеем Лемвига и его немногочисленными сотрудниками.

Проявленный посольством интерес, в свою очередь, стимулировал внутримузейную работу с экспозицией фрегата. Ведь многие экспонаты для датских провинциальных музейщиков долгое время оставались немыми посланцами далёкого от них географически и по времени русского мира.

Одновременно удалось установить связи с Центральным Военно-Морским музеем, Государственным Архивом ВМФ и получить от них, по просьбе Дамгорд, списки экипажа, чертежи фрегата, массу прочей полезной информации. По нашему запросу Москва выделила средства на реставрацию могилы погибших моряков, а подготовленные материалы и статьи по истории фрегата были опубликованы в российской периодике.

Весьма целеустремленной женщиной с несгибаемой волей оказалась и хрупкая Э.Дамгорд, которой удалось заразить энтузиазмом местные власти - они также пошли на выделение средств для создания в Морском центре Тюборена специальной постоянной экспозиции, посвящённой «императорскому фрегату» и истории спасения его экипажа местными рыбаками. Нашлись в местных «закромах» и кое-какие средства на реставрацию наиболее ценных предметов из обстановки офицерской кают-компании фрегата.

Не обходило своим вниманием двустороннее музейное сотрудничество и руководство нашего посольства. Осенью 2004 года в Лемвиге побывал глава российской дипмиссии, возложивший цветы к бережно отреставрированной могиле моряков и поддержавший планы дирекции музея на создание более масштабной экспозиции. А батюшка московского прихода из Копенгагена отслужил литургию на месте погребения русских мореходов. Э.Дамгорд, в свою очередь, дополнила «русскую» экспозицию горшочком с хрупкой лилией, которая только что выбросила белую стрелку цветка. Как выяснилось, это скромное грациозное растение оказалось прямым «потомком» цветов, луковицы которых командир корабля, капитан 1 ранга Оскар Карлович фон Кремер выкопал на горных склонах Грузии для своей молодой жены Софии, ожидавшей его в Санкт-Петербурге. После кораблекрушения луковицы экзотической лилии «Земфиры» остались у дочери российского консула из местных Антона Андерсена, умело руководившего спасательный операцией с датской стороны.

Та самая лилия.
Та самая лилия.

И уже в июне 2006 года руководство и сотрудники российского посольства участвовали в официальном открытии экспозиции, посвящённой российскому фрегату в Морском центре городка Тюборен в новом современном здании из бетона и стекла, гигантские окна которого дарили панорамный вид на просторы сурового Северного моря. Свободно расположившиеся разделы выставки с использованием современных художественно-дизайнерских форм рассказывали о судьбе фрегата, его экипажа, о российском флоте того времени, о российско-датских династических связях. Кстати, на борту «Александра Невского» во время кораблекрушения находился проходивший морскую практику великий князь Алексей Александрович, будущий генерал-адмирал российского флота. Отдельный раздел был посвящён местной легенде о «императорском фрегате» и её месте в истории края. Внимание выставке уделила и королева Дании Маргрете II, посетившая вскоре этот прибрежный городок.

Пришел срок и я покинул Копенгаген, не предполагая, что последняя точка в истории с восстановлением памяти о российском фрегате «Александр Невский» будет поставлена в финском городе Турку, куда я через три года был назначен российским генконсулом.

Упомянутый мною ранее капитан «Александра Невского» Оскар фон Кремер был выходцем из Финляндии. Об этом мне довелось узнать еще в Дании, когда я отыскал и приобрёл там антикварное издание финских историков, рассказавших историю его жизни и блистательной карьеры, сделанной в рядах российского флота.

Этот шведоязычный финский дворянин прошёл славный путь от девятилетнего воспитанника петербургского Морского кадетского корпуса, затем через Крымскую войну, два кругосветных плавания, придворную службу и исполнение обязанностей морского министра до чина полного адмирала и члена Государственного совета. Кораблекрушение у «Железного берега» оказалось единственным досадным происшествием в его безупречной карьере русского морского офицера, пользовавшегося к тому же близким расположением и доверием императоров Александра Второго, Александра Третьего и его супруги, императрицы Марии Фёдоровны.

Видимо, духу адмирала Кремера было угодно, чтобы дальнейшие изыскания, связанные с судьбой фрегата и его экипажа, были продолжены на его любимой исторической родине, поскольку не успел я ещё толком освоиться со своими новыми служебным обязанностями, как он соизволил напомнить о себе в виде красиво оформленной местным издательством книги с броским названием «Адмирал трех императоров Оскар фон Кремер». Этот фолиант попался мне на проходившей в Турку крупнейшей в стране международной книжной ярмарке. Спустя год мне довелось познакомиться с самим автором этого исследования и через него, а также благодаря датским друзьям-музейщикам, выйти на потомков О.К. Кремера и получить доступ к его фондам в Национальном Архиве Финляндии, а затем и посетить имение его дочери, где последние годы жил и скончался в 1904 году российский адмирал.

Заинтересовались идеей совместного соответствующего проекта с финнами и датчанами и наши музейщики - в частности, для этого в Финляндию приезжали эксперты-хранители Центрального военно-морского музея. Эти деловые и научные контакты принесли практические результаты. В октябре 2010 года на полях Морской ассамблеи в Санкт-Петербурге руководители музеев трех стран достигли принципиальной договорённости о сотрудничестве по проекту, посвящённому фрегату и его командиру. С финской стороны партнёром стал Морской центр в Турку, аналог нашего Центрального ВММ. Было принято решение организовать в 2012 году мероприятия, посвящённые адмиралу О.К.Кремеру в Турку и Петербурге, и оказании российским музеем содействия потомкам адмирала в систематизации имеющегося у них его личного архива и других предметов наследия.

Весной-летом 2013 года по инициативе генконсульства в Турку прошла соответствующая выставка, которая затем зимой 2013-14 годов переместилась в Санкт-Петербург. Экспозиция в Турку к тому же была посвящена 60-летию установления побратимских связей между этими городами и прозвучала финальным аккордом успешного на то время проекта, в рамках которого усилиями музеев России, Дании и Финляндии общественность этих трех стран смогла продемонстрировать свою готовность к поиску того ценного в истории наших народов, что поистине может объединять нас, а, следовательно, способствовать укреплению так необходимому нам взаимного доверия.

Но, увы, не прошло и десяти лет, как все кардинально изменилось. И можно лишь глубоко сожалеть, как с вызывающей изумление и одновременно отвращение легкостью и поспешностью те силы, которые затаенно выжидал своего часа «Х», пошли на разрушение кропотливо создаваемых годами разнообразных основ простого человеческого общения, на слом многолетних добрососедства, забыв или перевернув с ног на голову наше общее прошлое, в котором было все: и хорошее и плохое.

Конечно, изменились и мы. Но одно осталось и останется в нас неизменным - это надежда и уверенность в том, что посеянные семена доброго общения и сотрудничества когда-нибудь снова взойдут, как взошли потомки той луковицы экзотической лилии с российского фрегата «Александр Невский».