Известно как минимум о пяти покушениях на Владимира Ленина. Но сегодня — 105-я годовщина самого известного и опасного из них. 30 августа 1918 года вождь мирового пролетариата выступал на заводе Михельсона в Москве. Около 20:00 он возвращался в свой автомобиль, окруженный рабочими. По пути его остановила некая женщина и стала задавать вопросы. В это время прозвучало то ли три, то ли четыре выстрела — в шуме толпы непонятно. Сам Владимир Ильич получил ранения в шею под челюстью и в руку. В легкие попала кровь, кость была раздроблена. Он потерял сознание. Еще одна пуля угодила в ту самую женщину. Это и была Фанни Каплан, которую мы из учебников истории знаем как стрелявшую в Ленина анархистку.
Правда, не все так однозначно. Даже в молодой Советской России было предостаточно подковерных интриг. Получив с начала 1990-х годов доступ к секретным архивам, историки построили немало догадок разной степени реальности.
Чаще всего встречается следующая версия. Поскольку пули легли кучно, стрелок был опытным. Фанни Каплан, которую позже нашли за пределами завода с зонтиком и портфелем, едва ли смогла выполнить такое. К тому же у нее было очень плохое зрение. Да и в реконструкции инцидента она участвовать отказалась. Не потому ли, что вообще не была на месте событий и должна была только отвлечь на себя внимание следствия? Неспроста же на первом допросе во всем призналась, заявив, что стреляла в Ленина как в «предателя революции». Это, к слову, вполне вязалось с идеологией ее Партии социалистов-революционеров, ставшей в оппозицию к большевикам.
Есть и такая версия, что стрелков было двое. Первый дважды попал во Владимира Ильича и — для отвода глаз — в Каплан, а второй — только один раз и в «молоко». Возможно, им была еще одна женщина, которая сразу после выстрелов бросилась спасать вождя, представившись фельдшером. Она помогла посадить пострадавшего в автомобиль, но потом куда-то исчезла.
Все это ведет к тому, что у убийства, вероятно, был заказчик. Возможно, Ленина пытался устранить даже кто-то из своих. Или немецкие кураторы, которые были недовольны тем, как он исполнял договоренности после выхода из Первой мировой войны. В общем, концов теперь не найдешь. Главное — именно после череды покушений и начался красный террор, от которого пострадали все в нашей стране. Но больше всего — как раз эсеры, которые систематически устраивали такие теракты против советской власти. И это еще одно подтверждение того, что насилием все равно ничего не решить. Ведь будь хоть одно из покушений на Владимира Ленина удачным, ему на смену пришли бы куда менее гуманные большевики.