Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала! Тут недавно снова серьёзно заговорили (уже даже на уровне президента) про ВСМ Санкт-Петербург - Москва. Обоснование её строительства прекрасно понятно - повышение скоростей движения, а значит уменьшение времени в пути (с нынешних четырёх часов до двух часов пятнадцати минут) между столицами.
Помимо этого, высокоскоростная магистраль будет выделенной, то есть по ней будут ходить только пассажирские высокоскоростные поезда. Таким образом, они не будут мешать обычным пассажирским и пригородным. Также, вновь вернутся на главный ход грузовые поезда, которым на данный момент приходится делать крюк через Череповец и Вологду.
Однако, есть и ещё один аспект. Дело в том, что нынешняя магистраль, по которой летают «Сапсаны» на скоростях 200 - 250 километров в час имеет щебёночный балласт. То есть, если рассмотреть железнодорожный путь в разрезе, то мы получим своего рода пирог - снизу земляное полотно, над ним песчаная подушка, далее щебеночный балласт, ну и уже шпалы с рельсами.
Щебень прекрасно справляется со своей задачей - воспринимает давление от шпал и распределяет его равномерно по всей площади земляного полотна, а также обеспечивает стабильное положение рельсошпальной решетки в процессе эксплуатации.
Безбалластный путь для ВСМ
Однако, есть у щебня один недостаток - он не очень то и подходит для высоких скоростей. При проезде «Сапсана», а особенно, если два таких поезда встречаются на перегоне, то щебень поднимается сильными потоками воздуха и ударяется об фальшборта, корпуса, а также окна «Сапсанов».
Из-за этого приходится довольно часто менять стеклопакеты. Да, щебень не разбивает их вдребезги (всё таки они достаточно крепки, чтобы выдерживать в том числе попадания различных предметов, брошенных вандалами), однако, царапины и сколы на стёклах остаются.
Такая же ситуация и с корпусами наших высокоскоростных поездов. Во всём мире на высокоскоростных магистралях применяют безбалластный путь. В нём классическая конструкция пути - шпал и балласта (щебня) заменена на жесткую из бетона. Рельсы укладываются на бетонное основание и крепятся к нему. Под бетонным основанием расположен водонепроницаемый слой, а под ним - ещё одна бетонная плита, но уже из высококачественного морозостойкого бетона.
Помимо отсутствия «летающего» щебня, безбалластный путь хорош, во-первых, своей долговечностью, а также меньшей требовательностью к текущему содержанию и ремонту (что особенно актуально для загруженных линий, где проблемно организовывать технологические «окна» - перерывы в движении).
Во-вторых, при безбалластном пути обеспечивается более устойчивое положение рельсов, что позволяет повысить скорости движения не жертвуя плавностью хода. Ну а минусом, конечно же, является дороговизна.
Кстати, на главном ходу Октябрьской магистрали уже давно уложен кусок безбалластного пути - на перегоне между станциями Тосно и Саблино. Правда, это был скорее эксперимент.
Дорогие читатели, проект нуждается в вашей поддержке! Поставьте лайк этой статье и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить свежие материалы!