В чем особенности осуществления Росреестром государственного земельного надзора в 2023 году?
Управление Росреестра по Омской области осуществляет деятельность по земельному контролю (надзору) в соответствии с Положением о государственном земельном контроле (надзоре), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1081.
В настоящее время Управление осуществляет федеральный государственный земельный контроль (надзор) в условиях действия постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», устанавливающее ограничения (мораторий) на проведение контрольных (надзорных) мероприятий.
Внеплановая проверка может быть проведена по поручению Президента Российской Федерации, требованию прокурора в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по согласованию с органами прокуратуры при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан или по фактам причинения такого вреда.
В рамках государственного контроля (надзора), порядок организации и осуществления которых регулируются Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ», в отношении контролируемых лиц могут быть проведены профилактические визиты, не предусматривающие возможность отказа от их проведения, по следующим основаниям:
- по поручению Президента РФ;
- по поручению Председателя Правительства РФ;
- по поручению заместителя Председателя Правительства РФ, согласованному с Заместителем Председателя Правительства РФ – руководителем Аппарата Правительства РФ.
Как получить консультацию по вопросу соблюдения требований земельного законодательства?
Информацию по вопросам исполнения государственной функции, консультации по вопросам соблюдения обязательных требований земельного законодательства заинтересованные лица могут получить путем направления в Управление Росреестра по Омской области письменных обращений, по телефону, по электронной почте, в ходе личного приема, через официальный сайт Росреестра в сети Интернет (www.rosreestr.ru) и единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) (www.gosuslugi.ru).
Почтовый адрес для направления обращений: 644007, г. Омск, ул. Орджоникидзе, д. 56.
Электронная почта: 55_upr@rosreestr.ru.
Время очных консультаций заявителей по вопросам соблюдения обязательных требований можно посмотреть на сайте Росреестра.
Какой срок рассмотрения обращений граждан?
Обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с даты его поступления. Рассматривается в течение 30 календарных дней со дня его регистрации.
В исключительных случаях срок рассмотрения письменного обращения может быть продлен не более чем на 30 дней. О продлении срока рассмотрения автор обращения уведомляется письменно.
Что делать в условиях моратория на проверки, если нарушены земельные права?
Если у гражданина есть любые доказательства того, что его земельные права нарушены, он может обратиться в Управление Росреестра по Омской области – письменно или лично.
Для проверки изложенных в обращении фактов государственные инспектора по использованию и охране земель проведут проверочные мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом (выездное обследование, наблюдение за соблюдением обязательных требований).
Если в результате этих мероприятий обнаружатся признаки нарушений земельного законодательства, относящихся к компетенции ведомства, то нарушителю будет выдано предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований. Предостережение – это один из способов профилактики при наличии признаков нарушения, предусмотренный Законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Обязательно ли гражданину подтверждать личность при обращении с просьбой о проведении контрольно-надзорных мероприятий?
В адрес Управления Росреестра по Омской области поступают электронные обращения (заявления) граждан, содержащие сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и предложения о проведении контрольных-надзорных мероприятиях и принятии мер по устранению нарушений.
Особенности рассмотрения обращений (заявлений) граждан и организаций, содержащих сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законам ценностям, установлены статьей 59 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и предусматривают обязательную идентификацию органом контроля (надзора) личности заявителя.
Согласно действующему законодательству, обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения контрольно-надзорных мероприятий и принятия мер административного воздействия, мер, направленных на пресечение нарушений, профилактических мер при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в ЕСИА. В подтверждение доводов об угрозе здоровью и жизни людей гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы.
В случае направления письменного обращения, согласно статье 7 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии), почтовый адрес или адрес электронной почты, по которому должен быть направлен ответ.
Если личность гражданина при подаче обращения (заявления) не подтверждена или он отказался ее подтвердить, по таким обращениям, в силу положений действующего законодательства, контрольно-надзорные мероприятия не могут быть проведены. По результатам рассмотрения таких обращений гражданам направляются соответствующие письменные разъяснения.
Каковы основания для проведения внеплановых проверок в отношении граждан?
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2023 № 372 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу отдельного положения акта Правительства Российской Федерации» внесены изменения в части проведения внеплановых проверок соблюдения земельного законодательства, которые могут быть проведены:
а) только после согласования с органами прокуратуры:
- при непосредственной угрозе или при наличии фактов причинения вреда жизни или тяжкого вреда здоровью граждан;
- при непосредственной угрозе обороноспособности страны и безопасности государства;
- при непосредственной угрозе чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- по истечении срока исполнения предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований, выданных после 1 марта 2023 года;
- при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований.
б) без согласования с органами прокуратуры:
- по поручению Президента Российской Федерации;
- по поручению Председателя Правительства Российской Федерации, принятому после вступления в силу вышеназванного постановления;
- по поручению заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, принятому после вступления в силу Постановления № 372 и согласованному с заместителем Председателя Правительства Российской Федерации – руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации;
- по требованию прокурора.
Чем отличается выездное обследование от выездной проверки?
Прежде всего мероприятия отличаются набором допустимых контрольных (надзорных) действий. Например, при проверке у контролируемого лица могут быть получены письменные объяснения и истребованы документы.
Проверка может проводиться на плановой и внеплановой основе. Внеплановая выездная проверка может проводиться только после ее внесения в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий (присвоения QR-кода), согласования с органами прокуратуры и уведомления контролируемого лица не позднее чем за 24 часа до ее начала.
Основное отличие – это бесконтактный способ выездного обследования, когда отсутствует взаимодействие с контролируемым лицом, и контактный способ выездной проверки, когда должностное лицо взаимодействует с контролируемым лицом.
Уведомляется ли собственник земельного участка о планируемом выездном обследовании на его территории?
Согласно статьи 75 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ», выездное обследование – это контрольное надзорное мероприятие, проводимое для оценки соблюдения обязательных требований без взаимодействия с контролируемым лицом. Правообладатель земельного участка никак не уведомляется о готовящемся мероприятии.
В чем отличие профилактического визита от контрольных (надзорных) мероприятий?
Профилактический визит не является проверкой, он относится к профилактическим мероприятиям. Его главное отличие от проверок, согласно действующему законодательству, заключается в том, что по его итогам нарушителя не могут привлечь к административной ответственности, оштрафовать или приостановить деятельность. Разъяснения, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер.
Если при проведении профилактического визита инспектором будет установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда охраняемым законом ценностям или такой вред уже причинен, то незамедлительно принимается решение о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
Стоит отметить, что до 2030 года введено такое мероприятие, как профилактический визит по поручению Президента, Председателя Правительства или его заместителей. Его особенность заключается в следующем – в отличие от обычного профилактического визита, от такого визита проверяемое лицо отказаться не может.
Куда обращаться в случае самовольного захвата места под стоянку личного автомобиля во дворе многоквартирного дома?
Действия лиц, организовавших парковочные ограждения, не являются самовольным занятием земельного участка.
Так как собственникам помещений в многоквартирном жилом доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок, на котором этот дом расположен, все вопросы, связанные с распоряжением общим имуществом собственников помещений, рассматриваются исключительно на общих собраниях, решения которых являются обязательными для всех собственников помещений в многоквартирном жилом доме.
Учитывая вышеизложенное, обращения по действиям лиц, организовавших парковочные ограждения, необходимо направлять в адрес Госжилинспекции Омской области, а также в адрес администрации округа города Омска для принятия мер соответствующих мер.
Стоит отметить, что административная ответственность за нарушение правил размещения (установки) объектов с кратковременным сроком эксплуатации, некапитальных нестационарных сооружений, а равно эксплуатация таких объектов или сооружений, размещенных (установленных) с нарушением правил, закреплена статьей 40 закона Омской области от 24.07.2006 № 770-ОЗ.
Как действует Росреестр по факту неисполнения предписания в установленный срок?
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», установлены особенности осуществления федерального государственного земельного контроля (надзора), в соответствии с которыми в целях устранения ранее выявленного правонарушения и контроля исполнения предписания, выданного до 01.03.2023, контрольный (надзорный) орган вправе организовывать проведение контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом.
В случае, если по итогам контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия выявлены признаки нарушений обязательных требований земельного законодательства (т.е. ранее выявленное нарушение не устранено), то контрольным (надзорным) органом предпринимаются меры по организации контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом при условии согласования его проведения с органами прокуратуры по основанию – выявление индикаторов риска нарушения обязательных требований.
Как подать заявление на продление срока исполнения предписания через портал Госуслуг?
Вопросы о продлении сроков исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений рассматриваются должностными лицами Управления Росреестра по Омской области в соответствии с нормами, установленными статьями 39-40, 89, 93 Федерального закона № 248-ФЗ.
В соответствии с указанными выше нормами, жалоба (заявление, обращение, ходатайство) подается контролируемым лицом в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг (https://knd.gosuslugi.ru раздел: «Продление срока исполнения предписания»).
При подаче жалобы гражданином она должна быть подписана простой электронной подписью либо усиленной квалифицированной электронной подписью. При подаче жалобы организацией она должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью.
Что делать гражданину при получении предостережения?
В случае получении предостережения гражданину необходимо его рассмотреть, игнорировать не рекомендуется. Каких-либо правил для его рассмотрения не установлено. В данной ситуации правообладатель земельного участка вправе направить в территориальный орган Росреестра возражение или уведомление об исполнении требований.
Результаты рассмотрения возражений и уведомлений используются ведомством для организации мероприятий по профилактике нарушений.
Что делать, если сосед отказывается убрать деревья и спилить ветки, которые свисают на чужой земельный участок?
Росреестр как орган государственного надзора, осуществляющий государственный земельный контроль (надзор), не наделено полномочиями для решения поставленного вопроса.
Споры, связанные с порядком планировки и застройки территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, Управлением не рассматриваются.
В силу пункта 1 статьи 64 Земельного кодекса Российской Федерации земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
Принимая во внимание вышеизложенное, вопросы по защите прав и законных интересов, а также разрешению возникших разногласий по определению порядка пользования земельным участком, рекомендуем урегулировать в судебном порядке.
Как присваивается категория риска земельным участкам?
Положением о федеральном государственном земельном контроле (надзоре), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1081 «О федеральном государственном земельном контроле (надзоре)», установлены критерии отнесения используемых гражданами, юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями земельных участков, правообладателями которых они являются, к определенной категории риска при осуществлении федерального государственного земельного контроля (надзора):
1. К категории среднего риска относятся:
а) земельные участки, граничащие с земельными участками, предназначенными для захоронения и размещения отходов производства и потребления, размещения кладбищ;
б) земельные участки, расположенные в границах или примыкающие к границе береговой полосы водных объектов общего пользования;
в) земельные участки, подлежащие отнесению к категории среднего риска в соответствии с пунктом 4 настоящего документа.
2. К категории умеренного риска относятся земельные участки:
а) относящиеся к категории земель населенных пунктов и граничащие с землями и (или) земельными участками, относящимися к категории земель сельскохозяйственного назначения, земель лесного фонда, земель особо охраняемых территорий и объектов, земель запаса;
б) относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, за исключением земель, предназначенных для размещения автомобильных дорог, железнодорожных путей, трубопроводного транспорта, линий электропередач и граничащие с землями и (или) земельными участками, относящимися к категории земель сельскохозяйственного назначения;
в) относящиеся к категории земель сельскохозяйственного назначения и граничащие с землями и (или) земельными участками, относящимися к категории земель населенных пунктов;
г) земельные участки, подлежащие отнесению к категории умеренного риска в соответствии с пунктами 4 и 5 настоящего документа.
3. К категории низкого риска относятся все иные земельные участки, не отнесенные к категориям среднего или умеренного риска.
4. Земельные участки, подлежащие в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящего документа отнесению к категории умеренного и низкого риска, подлежат отнесению соответственно к категории среднего, умеренного риска при наличии вступившего в законную силу в течение последних 3 лет на дату принятия решения об отнесении земельного участка к категории риска постановления о назначении административного наказания юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, гражданину, являющимся правообладателями земельных участков, а также должностному лицу за совершение административных правонарушений, предусмотренных:
а) статьей 7.1, частями 1, 3 и 4 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
б) частями 25, 26 статьи 19.5 и статьей 19.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в части предписаний (постановлений, представлений, решений), выданных должностными лицами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.
5. Земельные участки, подлежащие в соответствии с пунктом 1 настоящего документа отнесению к категории среднего риска, подлежат отнесению к категории умеренного риска при отсутствии постановления о назначении административного наказания, указанного в пункте 4 настоящего документа, а также в случае отсутствия выявленных при проведении последнего планового контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований.
Отнесение земельных участков к категориям риска происходит на основании сведений, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, а также сведений, полученных в рамках проведенных контрольных (надзорных) и профилактических мероприятий.