Найти тему
Мир Зари

"Обитаемый остров" А. и Б. Стругацких, или Саракш, какой ты?"

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Продолжение статьи про Сикорски будет чуть позже, а пока вернёмся на Саракш…

Итак, Фанк куда-то везёт Максима, и тут…

«И вдруг на улице что-то переменилось. Раздались возбуждённые крики. Какой-то человек полез на фонарный столб и, повиснув на нем, стал энергично кричать, размахивая свободной рукой. На тротуаре запели. Люди останавливались, срывали головные уборы, выкатывали глаза и пели, кричали до хрипа, поднимая узкие лица к огромным разноцветным надписям, вспыхнувшим внезапно поперёк улицы».

Что там решил Максим, мы не знаем, чужая душа – потёмки. Но нам понятно, снова сработал триггер. Даже абстрагировавшись от того, что знаешь книгу, можно сделать вывод: это некое воздействие, которое действует, в той или иной мере, на всех окружающих.

«– Массаракш… – прошипел Фанк, и машина вильнула.
Максим смотрел на него. Фанк был смертельно бледен, лицо его исказилось. Мотая головой, он с трудом оторвал руку от руля и уставился на часы. «Массаракш…» – простонал он и сказал ещё несколько слов, из которых Максим узнал только «не понимаю». Потом он оглянулся через плечо, и лицо его исказилось ещё сильнее. Максим тоже оглянулся, но позади не было ничего особенного. Там двигался закрытый ярко-жёлтый автомобиль, квадратный, как коробка»

Странно, почему Максим решил, что ничего особенного. Он так привык к автомобилям? Или он знает, что для этого мира особенное, а что – не очень?

«На улице кричали совершенно уже нестерпимо, но Максиму было не до того. Фанк явно терял сознание, а машина продолжала двигаться, фургон впереди затормозил, вспыхнули его сигнальные огни, и вдруг размалёванная стенка надвинулась, раздался отвратительный скрежет, глухой удар, и дыбом встал исковерканный капот».

Непонятно поведение. То есть совершенно. Смотрите, люди на улице уже неадекватны, а водитель фургона ещё управляет своей машиной – он затормозил. Он что, тоже выродок, на которого триггер действует иначе? И Фанк уже понимает, что происходит, но не паркуется, не тормозит.

«– Фанк! – крикнул Максим. – Фанк! Не надо!
Фанк лежал, уронив руку и голову на овальный руль, и громко, часто стонал. Вокруг визжали тормоза, движение останавливалось, выли сигналы. Максим потряс Фанка за плечо, бросил, распахнул дверцу и, высунувшись, закричал по-русски: «Сюда! Ему плохо!»»

Тут два момента. Первый. Как уже сказано выше, возникает ощущение, что на водителей непонятное воздействие влияет с опозданием. Судя по описанной картине, «вокруг завизжали тормоза» только после того, как машина Фанка врезалась в фургон, и через ощутимый промежуток времени после того, как наулице начало происходить что-то странное. Водители не испытывали в этот момент приступа энтузиазма и спокойно продолжали вести машины?

И второе. Максим уже видел Зева, которому стало плохо. И видел, что делают местные, с теми, кто не радуется. И – не сделал никаких выводов?

«У автомобиля уже собралась поющая, орущая, галдящая толпа, энергично взмахивали руки, сотрясались над головами вздетые кулаки, десятки пар налитых выкаченных глаз бешено вращались в орбитах – Максим совершенно ничего не понимал: то ли эти люди были возмущены аварией, то ли они чему-то без памяти радовались, то ли кому-то грозили».

Да почему не понимал-то? Такое уже было! Мы уже и эпизодичность заметили. А Максим всё ещё нет. Что-то с ним явно не то. Такое ощущение, что он не может сопоставлять факты, строить логические связи.

Несколько дней назад на канале «Фантастика сегодня» мы говорили, в том числе, и о технологиях. В частности, о том, что технический прогресс вызывает обратный процесс в человеке. Люди теряют навыки, те навыки, которые их развивали. Может, и Максим, как американские пилоты, настолько привык доверять автоматике, что сам уже не может сделать правильный вывод?

«Кричать было бесполезно, не слышно было самого себя, и Максим снова вернулся к Фанку».

Э… Это же какой там шум?

«Теперь тот лежал, откинувшись на спину, запрокинув лицо, и изо всех сил мял ладонями виски, щеки, череп, на губах его пузырилась слюна. Максим понял, что его мучает нестерпимая боль, и крепко взял его за локти,
торопливо напрягаясь, готовясь перелить боль в себя».

Инсульт, инфаркт, критичная проблема с дыхательными путями. Всё, к чему приведёт снятие боли – умрёт, не мучаясь. Впрочем, от человека, который оставил корабль открытым и в одним шортах пошёл гулять по планете с техногенным загрязнением, ожидать хотя бы поверхностных знаний по оказанию первой помощи – сложно.

«Он не был уверен, что это получится с существом другой планеты, он искал и не мог найти нервный контакт, а тут ещё вдобавок Фанк, оторвав руки от висков, стал изо всех своих невеликих сил толкать Максима в грудь, что-то отчаянно бормоча плачущим голосом. Максим понимал только: «Идите, идите…» Было ясно, что Фанк не в себе».

А-а-а!!! Человек из последних сил пытается что-то ему сказать, и говорит, причём членораздельно, и на этом основании Максим делает вывод, что он не в себе?! Ему прямым текстом сказали: «вали отсюда, придурок», едва пинка не дали. Странный этот Максим... Но что мы понимаем из этого момента?

Первое. Воздействие действует не моментально. То есть это не внушённая программа, которая, сткорее всего, срабатывала бы у всех одновременно, «по щелчку». Значит, это именно внешнее воздействие – поле или излучение, которое включается и выключается. Именно этим можно объяснить разную реакцию и разное время её наступления. Каждый организм, вернее, мозг, по-своему реагирует на это воздействие.

Второе. Судя по тому, что Фанк посмотрел на часы, а потом за спину, при этом ругался, воздействие было неожиданным и, вероятно, как раз из той странной машины, которая Максиму странной не показалась.

Третье. Анатомия местных отличается от анатомии Максима и вообще землян. Нервные узлы находятся в других местах, а значит… А значит, и импульсы в организме передаются иначе, иначе работают органы и т.д.

«Тут дверца рядом с Фанком распахнулась, в машину просунулись два разгорячённых лица под черными беретами, сверкнули ряды металлических пуговиц, и сейчас же множество твёрдых крепких рук взяли Максима за плечи, за бока, за шею, оторвали от Фанка и вытащили из машины».

Что же там за двери? Что же там за лица с множеством рук? Вообще, эпизод очень странный, как и Максим. Он мог не почувствовать или не заметить, как открылась его дверь? Да вроде нет. Тогда множество рук было у двух лиц под беретами? И главное – «множество твёрдых крепких рук взяли Максима за плечи, за бока, за шею, оторвали от Фанка и вытащили из машины»…

Фильм ужасов какой-то, но дальше хуже.

(На самом деле, всё понятно. Ну не было у авторов соответствующего опыта, вот и писали, как представляли. Но мы же решили не заниматься герменевтикой, а толковать текст в буквальном смысле буквально. Так что просто идём дальше…)

«Он не сопротивлялся – в этих руках не было угрозы или злого намерения, скорее наоборот. Отодвинутый в галдящую толпу, он видел, как двое в беретах повели согнутого, скрюченного Фанка к жёлтому автомобилю, а ещё трое в беретах оттесняли от него людей, размахивающих руками. Потом толпа с рёвом сомкнулась вокруг покалеченной машины, машина неуклюже зашевелилась, приподнялась, повернулась боком, мелькнули в воздухе медленно крутящиеся резиновые колеса, и вот она уже лежит крышей вниз, а толпа лезет на неё, и все кричат, поют, и все охвачены каким-то яростным, бешеным весельем…»

Э-э… Это что, простите? То есть это воздействие не действует на людей в беретах? Как и на Максима… Это стоит запомнить. Очень хорошо запомнить на будущее. А ещё нас интересует вопрос: почему колеса машины медленно крутились?..

«Максима оттеснили к стене дома, прижали к мокрой стеклянной витрине, и, вытянув шею, он увидел поверх голов, как жёлтый квадратный автомобиль, издавая медный клёкот, задвигался, засверкал множеством ярких огней, протиснулся через толпу людей и машин и исчез из виду».

Оставим вопрос о том, кто оттеснил Максима. Вероятно, те же люди в беретах. Но теперь уже точно понятно, что внеочередной всплеск реакции местных связан с этим автомобилем.

Итак, какой выходит итог?

Первое. Воздействие, оказывающее влияние на людей, это, скорее всего, поле или излучение.

Второе. На разных людей оно действует по-разному. У кого-то вызывает эйфорию, у кого-то головные боли, инфаркт, инсульт и т.д., на кого-то
(лица под беретами) вообще не действует. Причём время наступления реакции у всех разное.

Третье. Отсутствие эйфории и проявление негативной реакции в виде боли является маркером для силовых структур в определении лиц, подлежащих задержанию. Что подтверждает нашу мысль о полицейском государстве.

Четвёртое. Анатомия гуманоидов на Саракше отличается от людской. Это ставит под сомнение, что, во-первых, люди распространялись по вселенной искусственно, а во-вторых, что гуманоиды Саракша имеют те же корни, что и люди Земли.

Пятое. Земляне в возрасте 20-30 лет соответствуют психоэмоциональному развитию современного ребёнка 12-14 лет. Поскольку мы читали книгу, и не только эту, забегая вперёд скажем: это связано исключительно с внешним воздействием (информационным, бытовым и т.д.) на Земле.

Продолжение непременно следует. Уже сейчас явственно виден некий диссонанс в развитии общества Саракша, но делать выводы пока рано.