Найти тему
ИНОСМИ

В погоне за заветной мечтой Польша замахнулась на чужие территории

   © flickr.com / Terra Libera
© flickr.com / Terra Libera

У Польши есть лишь один способ исполнить заветную мечту и возродить былое могущество, пишет автор статьи на "Гуаньча". Это возвращение утраченных территорий, которые сейчас принадлежат Белоруссии и Литве. Ради своих амбиций Варшава готова на многое, в том числе на принудительную политическую колонизацию.

С началом июля отношения между Варшавой и Минском внезапно обострились.

8 июля министр обороны Польши Мариуш Блащак заявил, что страна усилит военное присутствие на восточной границе и разместит на прилегающей к Белоруссии территории более тысячи солдат и более 200 единиц огневой техники. Премьер-министр государства Матеуш Моравецкий добавил, что этот шаг — ответ на перемещение ЧВК "Вагнера".

Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram

В то же время польские пограничники отметили, что поток нелегальных иммигрантов из Белоруссии в последнее время снова усилился. Эта проблема начала назревать в отношениях Варшавы и Минска еще с 2021 года. В этом году белорусские чиновники официально приостановили действие соглашения с ЕС о реадмиссии. Согласно этому документу, Минск был обязан предотвращать въезд нелегальных мигрантов на свою территорию. С юридической точки зрения прекращение действия договора не мешает ему разыгрывать "карту беженцев" (приостановление действия соглашения освободило Минск от обязательства по реадмиссии, — Прим. ИноСМИ). В результате множество мигрантов из Афганистана, Ирака, Сирии и Северной Африки хлынули в Польшу и Литву.

В последние годы Польша часто оказывает давление на Белоруссию. Трения между ними особенно обострились после начала украинского конфликта, и отношения двух стран значительно ухудшились. Серьезные структурные противоречия осложнили шансы на налаживание связей между Минском и Варшавой. Насколько серьезна угроза со стороны современной Польши для Белоруссии? Каковы глубинные причины происходящего?

Историческое развитие

Обиды и неприязнь между современными Варшавой и Минском начались во времена гражданской войны в царской России и последовавшего за ней установления советской власти. Окончательно они оформились во время советско-германского раздела Польши в 1939 году.

По Рижскому мирному договору от 18 марта 1921 года, заключенному между Москвой и Варшавой, Западная Белоруссия определялась как территория Польской Республики. Тем не менее последняя правила этими землями всего 18 лет. В 1939 году, после того как фашистская Германия нанесла удар по Польше, что спровоцировало официальное начало Второй мировой войны, Советский Союз направил войска, чтобы вернуть себе Западную Белоруссию. После войны эти территории де-юре стали частью БССР, а Варшава их потеряла.

В 1991 году распался Советский Союз, бывшие республики получили независимость. В то время Россия была слаба и истощена, в Белоруссии тоже наступил хаос. В таких условиях сложившаяся территориальная юриспруденция претерпела новые изменения. На фоне упадка Москвы и нестабильности в Минске Варшава снова начала вынашивать коварные замыслы.

Польша и Беларусь были образцами братских, родственных государств, которые могли бы заложить основу для европейского единства. Самая близкая к первой страна — по духу, истории и культуре — это Белоруссия, и обратное тоже верно. У двух держав даже общие национальные герои, такие как Тадеуш Костюшко, общие культурные символы, поэты и литературные достояния: Владислав Сырокомля или Ян Барщевский. Величайший польский поэт Адам Мицкевич родился на территории современной Белоруссии и на самом деле скорее белорус, чем поляк.

В Польше проживают около 50 тысяч белорусов, в некоторых крупных университетах этой страны есть кафедры белорусской культуры и языка, белорусский язык является официальным в Гайновке и некоторых городских гминах Подляского воеводства.

В Беларуси обитают около 300 тысяч поляков, что составляет 3% ее населения. Это третья по численности этническая группа в государстве после белорусов и русских. В Вороновском районе Гродненской области поляки представляют 80% жителей, а в Гродно и многих других районах Витебщины — от четверти до половины.

Из этого очевидно, что, в каком бы направлении ни развивались две страны, они всегда были тесно связаны и взаимозависимы. Это два естественных соседа, которых невозможно разделить и которые не могут отодвинуться друг от друга.

Еще в 1990 году в Гродно был создан Союз поляков Белоруссии (СПБ). Это известная общественная организация. Ее цель — интеграция всех польских уроженцев страны, развитие отношений между двумя народами и налаживание взаимных культурных контактов.

2 марта 1992 года Варшава стала второй в мире после Киева, кто установил дипломатические отношения с Минском. Этот день можно рассматривать как начало официальных связей между двумя новыми европейскими державами. В июне того же года они подписали Договор о добрососедстве и дружелюбном сотрудничестве.

Однако в начале 1990-х годов развитие контактов между двумя странами было поверхностным, поскольку обе стали больше озабочены внутренними вопросами. Сразу после распада Советского Союза Варшава сделала своей национальной стратегической целью интеграцию с Европой. Минск, наоборот, был больше заинтересован в тесном сотрудничестве с бывшими советскими республиками.

В декабре 1991 года Белоруссия стала одним из государств — основателей Содружества Независимых Государств (СНГ). Согласно первоначальной концепции трех держав — России, Белоруссии и Украины, — СНГ это "правопреемник Советского Союза". Бывший руководитель Минска Станислав Шушкевич отметил, что его страна "имеет общий интерес с другими братскими странами в вопросе интеграции союзных республик в других формах и в разных идентичностях". Очевидно, что даже в период правления Шушкевича, который считался относительно прозападным политиком, государство в своей национальной стратегии уделяло больше внимания партнерству с бывшими республиками СССР.

За десять месяцев до распада Советского Союза родился и иной, альтернативный механизм сотрудничества. В феврале 1991 года по инициативе президента Польши Леха Валенсы, главы Чехословакии Вацлава Гавела и премьер-министра Венгрии Йожефа Антала была официально создана Вишеградская группа (V4). Но разница в том, что если СНГ — это крупный самодостаточный политический и экономический блок, стремящийся стать заменой СССР, то первоначальная цель V4 была принципиально отличной. Причиной создания Вишеградской группы являлась совместная координация реформ, необходимых для интеграции трех стран с Европой и Западом.

Несмотря на неразрывные кровные узы, после распада Советского Союза в 1991 году между Варшавой и Минском сохранялось политическое отчуждение. Хоть они граничили друг с другом, но их отношения были не слишком тесными: взаимное сотрудничество ограничивалось торговлей, а подписанные соглашения часто оставались действующими только на бумаге. Можно утверждать, что с самого начала две страны не заложили прочную основу для развития связей, что в итоге подготовило почву для будущей вражды.

В 1994 году Александр Лукашенко стал первым президентом Белоруссии, годом позже на пост руководителя Польши был избран Александр Квасьневский, бывший лидер Польской объединенной рабочей партии и экс-министр по делам молодежи. Приход к власти этих двух людей дал их странам шанс на сближение, поскольку бывший коммунист Квасьневский, которого очень поддерживала социалистическая прослойка страны, понимал Лукашенко, лояльного бывшего члена КПК СССР, лучше, чем Валенса, ярый борец с коммунизмом.

В марте 1996 года главы двух государств провели первую официальную встречу в Беловежской пуще. Но мечты на улучшение так и остались мечтами, и это громкое событие не оказало какого-либо существенного влияния на отношения двух держав. После саммита Варшава продолжила осуществлять реформы по либерализации для интеграции с ЕС и Западом, а в Минске в 1996 году был проведен референдум, который значительно укрепил власть президента, и особый статус Лукашенко был подтвержден юридически.

В марте 1999 года Польша стала членом НАТО, в декабре Беларусь и Россия подписали соглашение о создании Союзного государства. Одна отправилась на Запад, а вторая повернулась к Москве, и два соседа окончательно "разъехались".

В том же году между ними произошел первый крупный конфликт. В мае 1999 года белорусское Министерство юстиции отклонило заявку на регистрацию Союза поляков, юридически закрепив статус группы как "нелегальной". Варшава осудила Минск за нарушение законных прав польской этнической группы, но последний не собирался отставать. Он обвинил СПБ в "шпионаже в пользу Варшавы" и начал расследование и переформирование организации.

В следующем году председателем Союза поляков Белоруссии стал известный историк Тадеуш Крючковский, который сразу после вступления в должность заявил, что организация не будет поддерживать никаких контактов отношений с белорусской оппозицией и не станет участвовать в какой-либо политической деятельности. За время его пребывания на посту председателя СПБ стал лоялен к минскому правительству, поэтому поляки даже прозвали Крючковского "агентом диктатуры Лукашенко" и неоднократно отказывали ему во въезде в страну, считая серьезной угрозой для своей национальной безопасности.

Хотя спор, разгоравшийся с 1999 года до начала 2000-х годов, не перерос в дипломатический инцидент, он стал первым звоночком, который заложил фундамент для конфликта между "демократической" Польшей и "авторитарной" Беларусью — на следующие три десятилетия.

Польша всегда хотела "мирно изменить" Белоруссию

В 2003 году Лукашенко и Квасьневский провели вторую официальную встречу в Санкт-Петербурге, но, как и в прошлый раз, новый диалог не принес какой-либо очевидной пользы. В 2004 году, со вступлением Польши в Европейский союз, Варшава и Минск неохотно ввели визовую систему, откликаясь на призывы народов навещать родственников в соседней стране, что стало единственным дипломатическим прогрессом, достигнутым двумя странами в 2000-х годах.

Спокойные времена продлились недолго: после недолгого холодного мира отношения двух держав снова ухудшились в 2005 году. Искрой, от которой вспыхнул конфликт, вновь стал Союз поляков Белоруссии.

В марте 2005 года на выборах председателя организации победила общественный деятель Анжелика Борис. Тогда Крючковский обратился в белорусский Минюст с просьбой признать голосование незаконным. Он заявил, что ход выборов был нарушен, а избрание Борис стало "полной фальсификацией". Минюст удовлетворил его просьбу и приказал Союзу поляков Белоруссии организовать повторные выборы, однако новое руководство отказалось проводить второй съезд и связалось с польскими чиновниками. Варшава заявила, что Минск "вмешивается в дела независимой общественной организации", и внутри Союза начался раскол.

Сразу после этого сторонники Крючковского созвали съезд, объявили об исключении Анжелики Борис и ее соратников из СПБ и избрали новым председателем Иосифа Лучника. Это решение было признано Минском, но не Варшавой, — та настаивала на том, что председателем остается Борис. С тех пор в стране существовали два СПБ: один — поддерживаемый Польшей, а другой — Белоруссией.

В мае 2005 года из-за конфликта Минск выслал первого заместителя посла Польши. Варшавская сторона в ответ изгнала белорусского дипломата и запретила министру юстиции этой страны въезд на свою территорию.

Затем произошло нечто еще более драматичное. В августе 2005 года Варшава заявила, что Минск запретил пролетать над своим воздушным пространством самолету с высокопоставленной польской делегацией, которая направлялась в Смоленск на пятую годовщину открытия мемориала "Катынь". Несмотря на обвинения, правительство Белоруссии впоследствии заявило, что уже дало самолету разрешение на движение, а этот инцидент был не более чем провокацией со стороны Польши.

В ответ Варшава отозвала своего посла, и Минск принял зеркальные меры. В течение двух следующих лет страны не обменивались дипломатами. В начале 2006 года отношения между державами несколько улучшились, и Польша назначила нового посла в Белоруссии — Генрика Литвина, но официально он вступил в должность лишь в декабре 2007 года, то есть полтора года спустя.

Кроме того, с 2008 года Варшава выдает так называемые карты поляка гражданам стран СНГ, особенно жителям Белоруссии. Этот документ предоставляет владельцу право многократного безвизового въезда в страну и дает право пользоваться теми же льготами, что и польские граждане (например, легальное трудоустройство без специального разрешения на работу, равная занятость, бизнес-операции и равное образование с гражданами Польши).

В 2009 году Варшава ввела санкции против группы белорусских чиновников, обвинив их в преследовании признанного ею Союза поляков Белоруссии. В начале 2011 года она запретила Лукашенко и некоторым другим чиновникам въезд в знак протеста против ущемления оппозиционеров и подавления возмущенных граждан. В ответ Минск обвинил польские и немецкие спецслужбы в организации протестов после президентских выборов в стране 19 декабря 2010 года.

Сегодня официальные отношения Польши и Белоруссии, можно сказать, на стадии заморозки: встречи на высшем уровне отсутствуют, а чиновники открыто позволяют себе неприятные отзывы друг о друге. Между двумя странами нет взаимовыгодных проектов и механизмов сотрудничества.

Однако, несмотря на это, неправительственные обмены между двумя державами все еще активны. Каждый год тысячи молодых людей из Белоруссии едут в Польшу на учебу. В конце 2010 года министр науки и высшего образования Польши Барбара Кудрицкая призвала местные вузы рассмотреть возможность приема студентов, отчисленных из белорусских университетов. Многие жители РБ получили "карту поляка" и открыли бизнес в Польше либо переехали туда жить.

Конечно, это не означает, что Варшава искренне настроена на улучшение отношений с Минском. Напротив, она более чем заинтересована в том, чтобы "мирно изменить" свою страну-соседку. Она надеется, что та станет "по-настоящему демократической и истинно независимой". С точки зрения истории вся Белоруссия когда-то была частью Речи Посполитой, а после Первой мировой войны и восстановления земель в состав Польши вошла и Западная Белоруссия, составляющая почти половину современной территории государства.

После окончания холодной войны Москва была ослаблена, и потому ей было трудно вмешиваться в дела Восточной Европы. Варшава увидела в этом уникальную возможность оказать политическое влияние на Минск. Пытающаяся возродить былое могущество, она осознала, что только забрав обратно старые территории — земли Западной Белоруссии, а также Литвы, бывшего княжества Литовского, — она сможет стать по-настоящему влиятельной державой. В связи с этим интерес поляков к Белоруссии не ослабевает. Они будут и дальше способствовать "демократизации" соседки, оказывать на нее политическое и экономическое влияние, воздействовать почти до "колонизации" с точки зрения политики и экономики, чтобы наконец реализовать свое давнее заветное желание — вернуть "Великую Польшу". Это не только установленная цель Варшавы, но и ее "долгосрочная амбиция".

Автор: Сюэ Кайхуань (薛凯桓) — магистр международных отношений Белорусского государственного университета.

Оригинал статьи

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц

Польша
5306 интересуются