Время проходит безвозвратно, прошлое забывается, и только от желания и возможностей людей зависит как и в какой форме сохранить память о своем прошлом, прошлом своей стран, своего флота. В любом случае, можно приветствовать тот факт, что граждане и власти разных стран бережно относятся к истории и технике (боевым кораблям), которые есть в их распоряжении. И главное - сразу задумываются об увековечивании тех или иных событий, в том числе трагических. Данный пример - показательный, когда вовремя вспомнили и сохранили часть корпуса субмарины как память о прошлом.
69. Памятный объект: Ограждение рубки и надстройка подводной лодки "Sailfish"/ "Squalus"("Сейлфиш"/"Сквалус") типа "Sargo" ("Сарго")
Статус: памятник
Место расположения: США, Шт.Нью-Гемпшир, Портсмут, территория "Naval Shipyard New Hampsire"
Открыт: в 1948 году
В США, в период между Первой и Второй мировыми войнами в результате аварий погибло семь подводных лодок. Одной из них была «Сквалус», затонувшая в ходе морских испытаний, вскоре после вступления в строй.
12 мая 1939 года, после прохождения обслуживания на верфи, подводная лодка "Сквалус" приступила к выполнению серии тестовых погружений около у побережья Портсмута. На борту находилось 59 человек, включая трёх наблюдателей из числа гражданских лиц. Первые 18 погружений прошли успешно. Утром 23 мая «Сквалус» погрузилась снова около островов Шолс. Отказ впускного клапана вызвал стремительное затопление кормового торпедного отсека, обоих моторных отсеков, кубрика и гибель 26 человек. Решительные действия остальных членов команды предотвратили затопление остальных отсеков. Продувка всех балластных цистерн не помогла, и подлодка легла на дно на глубине 74 метра.
В ходе спасательной операции было задействовано спасательное судно АМ-28 "Фалкон", на котором имелся усовершенствованный вариант водолазного колокола -спасательной камеры Мак-Кенна. Интересно, что разработчик спасательной камеры находился на борту "Фалкона". Непосредственно в операции участвовали четверо водолазов, использовавших для дыхания кислородно-гелиевую смесь, чтобы избежать азотного отравления при погружении на большую глубину. Через 21 минуту после первого подсоединения камеры к спасательному люку первые семь человек из команды подлодки были подняты на поверхность. В следующие три приёма удалось поднять остальных — всего 32 члена экипажа и одного гражданского. В результате из частично затопленной ПЛ "Сквалус" с помощью спасательного колокола («McCann Rescue Chamber») было спасено 33 подводника, но 26 -погибло.
Через четыре месяца после аварии ПЛ «Сквалус» («Squalus») была поднята, восстановлена и в 1940 г. введена в строй под названием ПЛ «Сейлфиш» («Sailfish») с сохранением номера SS-192.
Во время Второй мировой войны подводная лодка участвовала в боевых действиях на Тихом океане, совершила 12 боевых походов и потопила семь кораблей и судов противника общим тоннажем 45 029 т (по данным JANAC). В ходе своего десятого похода субмарина 3 декабря потопила авианосец «Тюё» водоизмещением почти 20 тысяч тонн, который 9по некоторым данным) стал первым авианосцем, потопленным американской подлодкой и единственным крупным военным кораблём, потопленным в 1943 году.
После войны 27 октября 1945 года «Сейлфиш» была выведена из боевого состава ВМС и 30 марта 1948 года продана на слом компании «Luria Bros Co» (Филадельфия). В ходе утилизации подводной лодки ограждение рубки с насыщением (с оборудованием) и часть надстройки были сохранены.
В середине 1948 года эти части подводной лодки были установлены и освещены на Военно-морской верфи в Нью-Гемпшире. Они являются памятником подводникам, погибшим на ПЛ «Сквалус» в мае 1939 года
В 1963 г. у этого памятника проводилась траурная церемония прощания с подводниками, погибшими на атомной ПЛ «Трешер», и в 1968 г. - с экипажем погибшей атомной ПЛ «Скорпион».
Это были большие, океанские ПЛ с достаточно мощным торпедным вооружением в составе восьми торпедных аппаратов (4-533-мм носовых и 4-533-мм кормовых) и 24 торпед, высокой надводной скоростью (свыше 20 уз) и значительной дальностью плавания (более 10 тыс. миль экономической надводной скоростью). Имелось и артиллерийское вооружение - 2х76-мм или 2-127-мм орудия
Для справки: водоизмещение: надводное - 1878 т, подводное - 2350 т; длина наибольшая 92,5 м, ширина корпуса наибольшая - 8,25 м, осадка средняя - ок. 5 м, архитектурно-конструктивный тип - двухкорпусная.
Двухвальные ПЛ типа «Cарго» имели на каждой линии вала редуктор, через который на гребной винт работали в надводном положении лодки двигатель Дизеля фирмы «Дженерал Моторс», а под водой - два электродвигателя фирмы «Дженерал Электрик».
Для справки: глубина погружения - 76 м, экипаж - 59 человек. Энергетическая установка - дизель-электрическая с редуктором на линии вала, 4 дизеля по1535 л.с., 2 дизель -генератора по 258 л.с., 4 гребных электродвигателя по 685 л.с.; 2 гребных вала; аккумуляторные батареи - две группы по 126 элементов. Скорость хода: наибольшая надводная - 21 узел, наибольшая подводная - ок.9 узлов. Дальность плавания: надводная - 11000 (10), подводная - ок. 300 миль (2).
Два вспомогательных дизель-генератора предназначались для обеспечения движения ПЛ малыми ходами, стояночных режимов, а также подзарядки аккумуляторной батареи. Две группы аккумуляторной батареи типа АМТХЗЗНВ фирмы «Gould» являлись источником электроэнергии для подводной лодки в подводном положении.
В годы Второй мировой войны подводные лодки типа «Сарго» принимали активное участие в боевых действиях на Тихом океане против японского флота и судоходства. В войне погибли четыре субмарины из 10 построенных лодок этого типа.
Интересно, кто нибудь из вас, уважаемые читатели, добрался до этого памятника в США, Нью-Гемпшир? Понимаю, вопрос - глупый и не уместный, )) Но вдруг ... ? Делитесь впечатлениями! Мне, например, очень интересно, а так приходится пользоваться чужими снимками и статьями в источниках, (