Именно этими словами хочется начать разговор о присутствии в нашей жизни одного из самых величайших изобретений человечества – печатной книги. Известный итальянский писатель Умберто Эко, в беседе с оппонентами, утверждавшими, что книга себя изжила и уже существует, как артефакт прошлого времени, во весь голос воскликнул: «Не надейтесь избавиться от книг! Книга – это как ложка, молоток, колесо, или ножницы. После того, как они изобретены, ничего лучше уже не придумаешь». Золотые слова знаменитого писателя как нельзя лучше характеризуют живучесть предметов необходимых в жизни человека, общества.
Книга не исчезнет, но уже сейчас очевидно, что форма носителя книги будет видоизменяться. В прошлом были глиняные таблички, папирус, пергамент, береста и, наконец, бумага. Суть эволюции здесь в том, чтобы не потерять и не утратить главное – феномен чтения. Задолго до электронной революции Лев Толстой пророчески предсказывал: «Суть книги вечна, какой она была ранее, такой и останется теперь, такой перейдёт и в далёкое будущее: суть эта увековечивание мысли, воплощение её по возможности в доступном виде посредством письменности или видимых знаков».
Эйфория нашего общества, возникшая от доступности и широты просторов Интернета, проходит. Те огромные свалки словесного мусора, что там нагребены, не всякий пользователь способен разгрести, чтобы отыскать полезную информацию. Весьма опасно распространённое мнение, что Интернет способен решить все проблемы просвещения и воспитания людей. Обилие информации скорее опасно, чем полезно. Груда кирпичей ещё не дом, а чтобы сложить из них собственный храм познания мира, надобно воспитывать воображение, а в этом нет лучшего помощника, чем бумажная книга. Именно прочитывая книгу, читатель, внимая мудрости слов, представляет образы героев повествования, дальние страны и их невиданные красоты и оценивает события, как непосредственный их участник. В том и радость книжного чтения – соучастие в жизни героев, их странствиях и переживаниях, в обстоятельствах проникающих в судьбы мира и людей.
Телевидение, Интернет отнимают у человека эту таинственную, чувственную необходимость воображения своего присутствия в действе романа, повести, рассказа. Готовая картинка всех происходящих на экране действий отвергает работу человеческого разума – воображения, губит самостоятельные решения от невозможности самому войти в сюжет и найти себе достойную роль в том или ином событие, продолжить мысль автора, спрятанную где-то за текстом, чтобы организовать своим читателям её поиск.
При этом всём понимании необходимости присутствия книги в нашей жизни, не могут не вызывать возмущения попытки свалить очевидное всем рукотворное удушение книги на якобы объективные мировые тенденции – что, дескать, эпоха книги закончилась. При этом совершенно не учитывается особая миссия книги в развитии сознания молодого поколения людей. Рынок слеп к подлинным культурным ценностям, потребностям общества в хорошей книге, радикально искажается структура книгоиздательства в пользу брошюрятины, лёгкого чтива, криминальных историй. Что же делать в этом стремительно скудеющем без книги культурном пространстве?
Надобно всемерно заботиться о том, чтобы новые поколения не утратили способности читать и понимать содержание книги, неважно в какой форме она будет существовать – бумажной или электронной. Давайте вспомним примеры из истории. Пётр Великий своим указом распорядился кормить бесплатно тех, кто готов читать. Он также сделал всё, чтобы удешевить книгу, дабы сделать её максимально доступной вещью для всех. В годы Великой Отечественной войны книги поставлялись в окопы вместе с боеприпасами.
Русский поэт Арсений Тарковский писал: «Книга – кладезь духа, того свободного и проникновенного духа, что от века казним и проклинаем, гоним и терзаем всеми тиранами и человеконенавистниками. По-видимому, книга не только атрибут человеческой культуры, но и её символ, а символы на редкость живучи, и пытка для них костром или цензурой, кажется, не существует вовсе».
Кем бы ни был молодой человек – шофёром, программистом, строителем, офицером, бизнесменом, перед каждым стоит одна и та же задача – стать человеком. На склоне лет Толстой записал в своём знаменитом дневнике: «Я твёрдо уверен, что люди поймут и начнут разрабатывать единственную и нужную науку, которая теперь в загоне – науку, как жить».
Как мы видим, в нашем быстром веке меняются и времена, и люди. Но книга неизменно остаётся верным другом людей, что верят в пути мудрости и добра, завещанные нам духовным наследием великих людей.
Tags: Эссе Project: Moloko Author: Зайцев Н.П.