Найти тему
Пикабу

Грейди Хендрикс «Руководство по истреблению вампиров от книжного клуба Южного округа»

После начала чтения романа у вас может сложиться впечатление, что перед вами своего рода пародия на классические вампирские ужастики, этакая комедия на тему кровососов. Однако это совсем не так. Грейди Хендрикс хоть и в немалой степени играется с канонами жанра, тем не менее пишет самый что ни на есть настоящий хоррор. Особенно страшные сцены будут смотреться непривычно в антураже тихого мирного городка и в исполнении нетипичной для вампирского хоррора героини.

Главная героиня, Патриция Кемпбелл, ведёт довольно скучную, даже унылую, жизнь. У нее двое детей, ради которых она пожертвовала карьерой, и свекровь со старческим слабоумием. Единственное, что вносит хоть какие-то краски в ее жизнь – заседания книжного клуба. Точнее сказать из общепризнанного клуба ее в самом начале романа изгоняют, и она с несколькими подругами основала свой собственный, в котором читают не классическую литературу, а детективы и триллеры. Однажды посреди ночи на Патрицию нападает спятившая старушка-соседка, которая буквально пытается загрызть главную героиню. Затем она знакомится с ее загадочным и крайне обаятельным племянником, с которым даже поначалу завязывает дружеские отношения. Очень сложно в своей размеренной и сонной жизни увидеть, а главное поверить во что-то сверхъестественное, поэтому поначалу Патриция просто не обращает внимания на все странности нового знакомого: закрытость, отсутствие документов, большое количество денег, светобоязнь и путаные рассказы о собственном прошлом. Однако, когда начинают погибать люди, все эти факты становится игнорировать все труднее.

Автор пытался показать свою героиню максимально обычной и слабой. В этом и заключается некоторая проблема романа. Местами Грейди Хендрикс перегибает палку, показывая Патрицию излишне беспомощной и аморфной. Вместо сочувствия и понимания она начинает вызывать раздражение с нотками брезгливости. Правда постепенно ситуация исправляется, и степенная домохозяйка может порадовать нас нестандартными идеями, а порой и толикой героизма.

То же самое в определенной степени можно сказать и о прочих женщинах из Клуба. Поначалу автор очерчивает их слишком схематично, местами даже карикатурно, но затем их образы приобретают глубину. Жизнь каждой из них непроста, что накладывает определенный отпечаток на взаимоотношения в клубе. Помимо любви к книгам, всех их объединяет некоторая бесправность в собственных семьях. Они – домохозяйки, и чаще всего окружающие не воспринимают их всерьез. Подобное отношение мы не раз увидим на страницах романа.

Несмотря на немалое количество кровавых сцен, Грейди Хендрикс написал в первую очередь именно психологический триллер. Строка за строкой мы погружаемся в атмосферу безысходности и беспомощности. Главная героиня прекрасно понимает, что ее сосед – монстр, и окружающим угрожает смертельная опасность, но рассказать об этом она никому не может. Она домохозяйка, и ее попросту не воспринимают всерьез. После первой же открытой конфронтации с вампиром от нее отворачиваются подруги, муж пытается убедить Патрицию в том, что она тронулась умом. Со всех сторон главная героиня чувствует лишь давление, пренебрежение и непонимание.

Помимо вампирской темы Грейди Хендрикс поднимает немало остросоциальных вопросов. В романе присутствует домашнее насилие, расовая дискриминация и социальное неравенство. Однако не стоит кидаться тапками и кричать о западной повесточке. В романе вышеописанное совсем не выглядит притянутым за уши. Подобные явления представляли собой обыденную реальность для тихого американского пригорода в конце ХХ века. Вампир стар и умен. Зачем убивать детей из благополучных белых семей? Можно же лакомиться детьми из афроамериканского гетто. Полиция будет бездействовать даже при наличии неопровержимых фактов.

Стоит отдать автору должное, он не сделал своего антагониста жеманным обольстителем. В первую очередь вампир – древнее зло, монстр, который ведом лишь голодом. Именно такой образ можно увидеть в «Дракуле» Брэма Стокера или «Жребии Салема» Стивена Кинга.

Итог: «Руководство…» – не классический вампирский триллер, а яркий и умный психологический триллер, замаскированный под пародию. Не только вампир является здесь корнем зла. Людское равнодушие, безразличие и пренебрежение приносят ничуть не меньше несчастий. Описание социальных проблем, умело вплетенное в повествование, добавляет роману остроты, а черный юмор делает чтение увлекательнее.

Пост автора SeverianX.

Комментарии