Наталья Способина — автор бестселлеров «Многогранники» и «Магниты» — рассказывает о себе, творчестве и новой фэнтези-серии про приключения четырех подростков из летней школы волшебства в Тридевятом царстве. Кстати, уже вышла первая книга серии — «Истинное волшебство. Дар Кощея». О ней и многом другом поговорим с Натальей.
О фэнтези-серии
Наталья, что вас вдохновило на новую фэнтезийную серию «Истинное волшебство»? Как появилась идея написать серию книг именно в этом жанре? Сколько книг планируется?
Несколько лет назад мне предложили поучаствовать в рассчитанном на подростковую аудиторию проекте по одной из книг Стругацких. Проект так и не был реализован, но идея уже запустилась в голове. Как правило, если у меня есть идея, то она крутится в мыслях, обрастает деталями, подробностями. Даже если я работаю над чем-то другим, где-то там, в недрах сознания, новая история уже живет. А потом мы обсудили эту идею с Анной Неплюевой (руководитель редакции «Художественная литература» в МИФе — прим. редактора) и пришли к выводу, что из нее выйдет отличная история. Так, собственно говоря, на свет появился новый цикл «Истинное волшебство».
В серии планируется три книги. Возможно, четыре, если в три не уложится все то, что я хочу рассказать, потому что приключений будет много.
Расскажите о серии: о чем она для вас?
Если говорить об основной идее, то это — мир, в котором рука об руку идут волшебство и наука. Сам мир находится на том этапе, когда наука победила, повсеместно вытеснив волшебство, с чем совершенно не хочет мириться главная героиня истории, четырнадцатилетняя Ева. Она мечтает о том дне, когда волшебство вернется и займет свое законное место. Но для начала ей нужно стать профессиональной волшебницей, а это можно сделать, лишь получив соответствующее образование.
Разумеется, с самого начала все пойдет не по плану: она окажется в Тридевятом царстве, познакомится с его обитателями и поймет, что сказочный мир отнюдь не сказочный. В нем подстерегают реальные опасности, и рассчитывать можно только на себя и на друзей. Но на самом деле, главное здесь даже не мир, не фольклорные герои и не опасные приключения. Главное — эти самые друзья, которые из незнакомых и малоприятных друг другу людей в начале истории к финалу превращаются в тех, ради кого можно рискнуть всем на свете. Это история о добре, о взаимовыручке и о том, что вместе ничего не страшно.
Кто любимый герой и почему?
Выделить любимого героя мне очень сложно, потому что они совершенно разные: правильная и добрая Ева, порядочный и очень честный Валера, раздражительная бунтарка Лика и сумасбродный Женя. В каждом из них есть черты, за которые их можно полюбить. Равно как и те, за которые хочется поругать.
Как вы пишете книги? Сколько времени? Какие жизненные обстоятельства вас вдохновляют или, наоборот, мешают?
История про Еву Громову была написана за полгода. Это мой самый «быстрый» текст, потому что возрастная аудитория книги 12+, а это подразумевает меньший объем, чем я обычно пишу. Сама история писалась, что называется, на всех парусах: без остановки, азартно и весело. Очень не хотелось расставаться с героями, поэтому я сразу приступила ко второй части.
Что касается вдохновения… Поскольку герои книги — четырнадцатилетние подростки, то я вдохновлялась общением с подрастающим поколением. Разумеется, бывали дни, когда работа останавливалась, потому что просто не шла, но чаще всего это не относилось к внешним обстоятельствам. Все преграды, как правило, внутри меня самой. Так, например, перед финалом я всегда останавливаюсь на несколько дней, оглядываюсь на написанное, чтобы понять, все ли сказала, не упустила ли что-то важное. Раньше меня раздражали такие остановки, но потом я поняла, что это — часть работы, без которой история просто не будет завершена.
Каким читателям будет интересна ваша новая серия? Как вы считаете, будет ли отличаться аудитория от аудитории «Многогранников» и «Магнитов»?
Серия «Истинное волшебство» будет интересна всем, кто любит книги про подростков, потому что там есть даже романтическая линия. Так же она порадует любителей историй о волшебниках, потому что там есть четкий мир с магическими законами, с магической физикой. Еще, конечно же, она для поклонников славянской мифологии. Судя по отзывам первых прочитавших, мне удалось передать атмосферу народных сказок, не адаптированных для детей. Вообще, мне кажется, эта история на широкую аудиторию.
О себе и творчестве
Расскажите о себе. Как стали писателем? О чем мечтали в детстве?
В детстве я последовательно мечтала стать космонавтом, продавщицей, учителем. В моем случае мечты не сбылись: сначала я окончила финансово-экономический институт, а позже — РГГУ по специальности лингвист-переводчик. В писательство меня занесло из фикрайтерства. В итоге то, что изначально рассматривалось как хобби, стало моей профессией. Сейчас уже не представляю себя без этой части моей жизни.
Ваши любимые писатели?
Лев Толстой, Александр Сергеевич Пушкин, Борис Васильев, Оскар Уайльд, Рэй Брэдбери, Роджер Желязны, Анна Гавальда. Их много, на самом деле.
Расскажите самый интересный факт о себе
Сложно оценивать, что интересно, а что нет. Ну пусть будет такой факт: я амбидекстр.
Что вам ближе — проза в духе «Многогранников» и «Магнитов» или фэнтези?
Не могу выбрать, что ближе. Могу сказать, что бытовую прозу писать однозначно сложнее, потому что в ней героев не спрячешь за интересный мир или захватывающие приключения. Они живут в тех же локациях, что и читатели, и проблемы у них схожие. Описать простую жизнь интересно — довольно непростая задача. С фэнтези в этом плане, на мой взгляд, работать легче.
Какой этап работы над книгой — самый приятный / неприятный / легкий / сложный?
Я люблю абсолютно все этапы работы над книгой. В каждом из них своя прелесть. В самом начале ты продумываешь историю, знакомишься с героями, они обретают внешние признаки, привычки, вокабуляр. При написании появляется мир, начинают кипеть страсти. А потом идет редактура, когда со свистом выкидываются куски текста, что-то дописывается, что-то правится. Не могу сказать, что из этого сложнее, а что проще. Мне просто интересно вариться во всем этом.
Что вы делаете, когда не пишется?
Хотелось бы сказать, что сажусь и все равно пишу, но это было бы неправдой. Когда мне не пишется, я не пишу, потому что по опыту знаю, что все равно ничего стоящего из такого насилия над собой и над историей не выйдет. В такие моменты я либо занимаюсь чем-то максимально отвлеченным от писательства, либо, если процесс затягивается, стараюсь наполнить себя положительными эмоциями. В этом мне помогают музыка, театр, прогулки в одиночестве.
Дайте совет молодым писателям: как написать книгу? Как научиться писать?
Прозвучит банально, но я бы посоветовала просто взять и начать писать. Заранее вы никогда не узнаете, ваше это или нет, хорошо получится или плохо. В конце концов, лишь начав, вы сможете понять, чего вы стоите как писатель и чему вам еще нужно учиться. Ну а дальше предстоит большая работа над рукописью и над собой. Здесь важно не отмахиваться от замечаний и научиться критически смотреть на свою работу. Еще очень важно как можно больше читать. Причем разную литературу, чтобы понимать не только, как нужно писать, но и как не нужно.
Но самое главное: пишите о том, что волнует именно вас, и не пытайтесь понравиться всем и подстроиться под тренды. Тренды меняются, а литература остается.