Ну, если уж она – нервная клетка – умерла (а умирают они постоянно), то точно не восстановится – умерла, так умерла! – ее трупик перерабатывают глиальные клетки, оставляя пустое пространство – клетка-тень.
Хотя поврежденная или больная клеточка может восстановиться!
В отличие от других клеток, нервная не размножается делением – печально, однако иначе в мозге был бы шурум-бурум. Но! Как выяснили вездесущие ученые нервные клетки могут создаваться вновь (нейрогенез) в зубчатой извилине гиппокампа – отделе мозга, части лимбической системы – и в желудочко-субвентрикулярной зоне, которая окружает латеральную стенку боковых желудочков (вроде как от нескольких сотен до нескольких тысяч нейронов в день). И это – хорошая новость!
Еще одна хорошая новость – рождение новых нейронов происходит и в молодом, и в пожилом возрасте, хотя и с разной скоростью.
Регенерация нервных клеток осуществляется из нейральных стволовых клеток. Пройдя определенные этапы нейрогенеза, новенькая нервная клетка специализируется (дифференцируется) перемещается – миграция – в нужное место мозга, например, на замену умершей клетки, Там молодые клетки связываются в нейронную сеть и «доучиваются» до уровня зрелой клетки.
Но могут ли они перемещаться во все участки мозга или только в определенные с выполнением каких-то функций, например, запоминания и других когнитивных функций? Это пока неясно.
Такой пример: Фернандо Ноттебом обнаружил, что у канареек во взрослом возрасте происходит замена умерших нейронов в определенных областях мозга, которые отвечают за обучение песне.
Возможно, что нейроны гиппокампа повреждаются чаще всего и требуют замены?
Другой вопрос – поскольку сами стволовые клетки могут делиться, то можно не беспокоиться об их запасе? И это не совсем ясно. Есть мнение, что зрелые стволовые клетки после определенного количества деления превращаются в клетку глии, завершая свою «детородную» функцию.
Если применение и запасы нейральных клеток ограничено, то это плохая новость…
Напоследок хорошая новость – ученые утверждают, что стимулируют нейрогенез физическая активность; креативные эмоции – любопытство, любознательность, радость творчества, новизны; познание и обучение; создание «обогащенной когнитивной среды».
Ссылки на мои книги:
1. «Интеллект и информация: назначение, содержание, работа»
https://ridero.ru/books/intellekt_i_informaciya_naznachenie_soderzhanie_rabota/
2. Интеллектуальный капитал: содержание и формирование. Мини-пособие
https://ridero.ru/books/intellektualnyi_kapital_soderzhanie_i_formirovanie/
3. «Развивай интеллект восприятия! Твой помощник по совершенствованию»
https://ridero.ru/books/razvivai_intellekt_vospriyatiya/
4. «Развивай эмоциональный интеллект: наша жизнь – это эмоции! Расскажу, что и как»
https://ridero.ru/books/razvivai_emocionalnyi_intellekt_nasha_zhizn_eto_emocii/
5. «Мышление в системе интеллекта»
https://ridero.ru/books/myshlenie_v_sisteme_intellekta/
5. «Креативный интеллект (о творчестве и креативности)»
https://ridero.ru/books/kreativnyi_intellekt/
Прочту познавательные лекции в Казани:
1. «ИНТЕЛЛЕКТ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, НАЗНАЧЕНИЕ»
2. «ИНТЕЛЛЕКТ ВОСПРИЯТИЯ: СТРУКТУРА, ПРОЦЕСС, РАЗВИТИЕ»
3. «МЫШЛЕНИЕ В СИСТЕМЕ ИНТЕЛЛЕКТА»
4. «МНОГОФАКТОРНАЯ СТРУКТУРА ИНТЕЛЛЕКТА. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ»
5. «ТВОРЧЕСТВО И КРЕАТИВНОСТЬ»