Многим известен миф о том, как Зевс явился к царевне Данае в виде золотого дождя, занялся с той любовью и впоследствии у неё родился могучий герой Персей. Тот самый Персей, который возмужав победит ужасное чудовище – Медузу Горгону.
У русских есть очень похожий сюжет. Правда, вместо Бога-громовержца там царь Иван Васильевич, и является он девице-красавице не под личиной золотого дождя, а верхом на летающем деревянном орле и сын их становится не героем-богатырем, а купцом, но обо всём по порядку…
Былина и сказка
Так получилось, что до нас почти не дошли русские мифологические тексты. Конечно, это очень неприятно признавать, но мы можем лишь заниматься реставрацией и строить теории на основе тех крупиц, что до нас всё-таки дошли.
Либо, что более научно обоснованно, мы можем использовать современный нам фольклор – песни, былины и сказки, и отделяя зерна от плевел, искать крупицы информации о мифологии и картине мира наших предков.
Былина, названная «Царство подсолнечное» известна с единственной записи, в научной среде принято считать, что она является поздней. Хотя сюжет и мотивы лежащие в её основе уходят корнями в русские народные сказки, с их древней архаичной обрядовой символикой. По сути своей русские сказки это переродившиеся во что-то новое мифы, в которых иносказательно описываются важнейшие переходные события круга жизни – рождение, становление полноправным членом общины, свадьба и похороны.
И былина «Царство Подсолнечное» помимо того, что совмещается в себе сказочное и эпическое ещё и подозрительно сильно напоминает миф о рождении Персея…
«Царство Подсолнечное»
Начинается былина с того, что при дворе царя Василия Михайловича живут два мастера, они состязаются в мастерстве между собой и создают удивительные вещи. Один мастер выливает из чистого золота уточку, которая способна плавать по воде и, словно живая, ест хлеб и покрошенное в воду вареное яичко. Второй же мастер создает деревянного «орла самолетного», который способен летать по небу, неся на себе человека. Обе диковинки понравились царю и мастера так и не узнали, кто из них искуснее, но история не о них.
Завязка истории напоминает традиционную русскую сказку «Деревянный орел», однако дальнейшие событие былины сильно отличаются от сказки.
Сынишка Василия Михайловича – царевич Иван Васильевич однажды находит этого самолетного орла и летит на нём прямо в небеса – к солнцу. И попадает в Подсолнечное царство:
Во этом во царстве Подсолнечном
Стоял терем золотые верхи:
Вокруг этого терема был белый двор
О тех воротах о двенадцати,
О тех сторожах о строгих.
Иван Васильевич начинает выспрашивать стражу – кого это они так хорошо охраняют? И оказалось, что в том тереме томится дочь царя Лиховида – Марья. Белицы-волшебницы предсказали царю Лиховиду, что в шестнадцать лет его дочка забеременеет…
Русская былина даже тут схожа с мифом о рождении Персея. В мифе царю Акрисию, так же предсказывают, что его дочь родит сына, который погубит его, и отец забирает дочь во дворце.
Иван Васильевич видит, что башня хоть и хорошо охраняется, но вовсе не неприступна – верхнее окошечко открыто и туда легко можно попасть на деревянном орле. Взяв с собой много дорогих подарков и «ароматной водки» царевич отправляется на романтическое свидание:
Залетел он, добрый молодец,
В это окошко полукруглое,
Стал он по терему похаживать,
Заходил он к Марье красавице
Во её покои особые.
Он принес с собой питья медового
Пили, ели они, угощалися,
И разными забавами занималися.
И, как это принято у русских людей, после сладкого медового питья Иван и Марья запели песню. Пение влюбленных услышала стража и сам страшный царь Лиховид. Однако дочь ловко обманывает отца – сказала, что это она сама поет на два голоса. Когда грустно – басит, а когда весело – тонким голосом заливается.
Русский Персей
И вот, вскоре у Ивана и Марьи рождается сынок, которого нарекли Федором. Иван Васильевич забирает маленького Федора из Подсолнечного царства и… отдает младенца бабушке-задворенке, а о своей жене из Подсолнечного царства и вовсе забывает.
Этот момент никак рационально не объясняется в самом сюжете и трактовать его можно по-разному. Возможно, Иван Васильевич забыл всё то, что пережил в ином царстве и даже обретенного там сына. Интересным в данной былине так же является то, что невеста из иного мира – Марья лебедь белая, традиционно являющаяся негативным персонажем, в этой былине является верной женой и спасительницей героя. И почему главные действующие лица в былине носят имена последних Рюриковичей – та ещё загадка.
Единственное, что оставляет отец сыну – свой царский перстень и одежду. Федор Иванович растёт прекрасным мужчиной и возмужав, он отправляется в служение к богатому купцу в качестве приказчика. Тут оказывается, что его отец сосватал себе у родовитого боярина дочку Анну Дмитриевну, которая сейчас занимается приготовлениями к свадьбе.
Её слуги зашли в лавку, где работал Федор и обомлели от красоты приказчика. Так ничего и не купив они вернулись к Анне, рассказав той, о красавце-купчике.
Но была уже поздняя ночь, а царским указом было велено ночью никому из домов не выходить. Что тут поделаешь? Анна Дмитриевна просто прокопала подземный тоннель прямо к лавке Федора. Невеста царя влюбляется в Федора, а он в неё.
О измене невесты узнает царь и уже собирается казнить Федора, но по своему золотому перстню он узнает сына и вспоминает о своей невесте из иного царства:
Тут грозный царь Иван Васильевич,
Как увидел сына любимого,
Брал его за ручки белые,
Целовал в уста во сахарные.
Тут он, Иван Васильевич,
Женил его на Анне Дмитриевной,
На своей невесте царственной.
А сам-то Иван Васильевич
Взял Марью лебедь белую
У того царя у Подсолнечного.
Тут век о них старину поют
Синему морю на тишину,
А вам добрым людям, на послушанье.
____________________________________________________________________________________
Благодарю Вас за прочтение!
Не забудьте поставить лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации о русском (и не только) эпосе.
Задавайте любые интересующие вопросы в комментариях.