Вообще-то принято находить поводы, чтоб вспомнить о том или ином человеке. Круглая дата рождения, смерти, написания книги, яркого события в жизни персонажа… У Жан-Жака Руссо ныне никаких юбилеев. Родился он в 1712 году, в Женеве, даже официально считается франко-швейцарским философом, писателем, но по духу его можно назвать и русским. Говорю так потому, что имя его живет в произведениях Добролюбова, Достоевского, Лажечникова, Гончарова, Герцена, Тургенева, Лермонтова… У Пушкина в «Онегине» он упоминается, причем, не единожды. А вот слова Л. Толстого: «Прочел всего Руссо, да, все двадцать томов, включая “Музыкальный словарь”. Я не только восхищался им; я боготворил его: в пятнадцать лет я носил на груди медальон с его портретом, как образок. Многое из написанного им я храню в сердце, мне кажется, что это написал я сам». Можно ли придумать похвалу выше?!
Почему Руссо стал настолько своим в русской литературе? Позволю себе маленький экскурс в эту самую, времен восемнадцатого века, отечественную литературу. Книги светского содержания в допетровские времена у нас в общем-то отсутствовали. Выходили так называемые житийные (от слова жития: святых, героев), еще – апокрифы, летописи, панегирики. Суть их сводилась к призывам о спасении души, почитанию духовного и государственного руководства. О том, какой уровень творчества был в это время в Европе, знали лишь единицы наших соотечественников.
Началом интеграции в мировую культуру стало открытие Киево-Могилевской академии и Московской Заиконоспасской школы, впоследствии переросшей в Славяно-греко-латинскую академию, где обучали арифметике, грамматике, географии, языкам, философии, типографскому делу… Здесь учились Полоцкий, Прокопович, Кантемир, Тредиаковский, многие выпускники потом становились преподавателями этих учебных заведений. С двадцатых годов восемнадцатого века сюда стали приезжать на учебу иностранцы. А чуть раньше, в первом десятилетии, случилось еще одно знаменательное событие, о котором Ломоносов позже напишет: «При Петре не одни бояре и боярыни, но и буквы сбросили с себя широкие шубы и нарядились в летние одежды». Произошло введение гражданского шрифта наравне со старославянским. Первый стал обслуживать светскую культуру, второй – церковную.
Когда мы говорим, что Петр в Европу прорубил окно, то имеем ввиду не только открывшиеся военные, экономические виды из этого окна, но и культурные, литературные. У нас появились переводные книги. Россия познакомилась с новыми для нее жанрами. Ведь в это время Дефо «отправил на остров» своего Робинзона, Свифт придумал Гулливера, Стерн написал «Сентиментальное путешествие», Томпсон явил миру «Времена года», Гальдони представил пьесу «Слуга двух господ», Вольтер – тот вообще, написал сатиру на духовенство («Орлеанская девственница»). Если эти художественные произведения весьма удивили наших граждан, то книги, затрагивающие проблемы жизни общества, человеческой личности, содержащие оценки существующим устоям, стали откровением. Как ныне любят шутить: «А что, так можно было?» В том плане, что можно, оказывается, литературу объединить с философией, и тогда она станет не просто развлекательной или обучающей, а сподвигнет критически размышлять.
Это я о работах Руссо.
Впервые в России заговорил о нем Василий Кириллович Тредиаковский, реформатор отечественной литературы, «разделивший» прозу от поэзии, знаток европейских языков. Его «Слово о мудрости…» - ответ на работу Руссо «Рассуждения о науках и искусствах». Первым переводчиком Руссо на русский язык стал Павел Сергеевич Потемкин, выпускник Московского университета, для университетского же издательства и работавший над переводами. Так франко-швейцарский мыслитель вошел в наши дома и умы.
Отношение к нему было сложным, неоднозначным, но все подчеркивали главное в его работах. «Отчего Жан-Жак Руссо нравится нам со всеми своими слабостями и заблуждениями? Отчего любим мы читать его и тогда, когда он мечтает или запутывается в противоречиях?» – писал Н. М. Карамзин и тут же отвечал: автор заставляет нас думать и анализировать, искать самостоятельные решения на поднимаемые им проблемы.
Что же за проблемы поднимал Руссо?
Из первостепенных - взаимоотношение человека и государства. Но прежде чем вкратце остановиться на этом, приведу еще одну цитату Л.Н. Толстого:
«Руссо не стареет. Совсем недавно мне пришлось перечитать некоторые из его произведений, и я испытал то же чувство подъема духа и восхищения, которое я испытывал, читая его в ранней молодости».
Злободневны ли рассуждения мыслителя сегодня, не устарели ли они на нынешний день? Давайте посмотрим.
Итак, пишет Руссо, есть Личность, есть Общество, есть Государство.
Личность уже по существу своему, по рождению, справедлива, добра, талантлива, ибо она часть природы, а природа мудра и благосклонна к каждому, если не нарушать установленный ею же порядок.
Общество никогда не бывает однородным. Да, оно состоит из личностей, но личности уже не существуют сами по себе, в силу складывающихся обстоятельств одни сильны, другие слабее, одни богаче, другие беднее, одни огородились забором и объявили себя собственниками лучшей земли, у других таких земель не оказалось. Для оправдания раскола людей на имущих и неимущих появилось понятие общественной лжи, основанной на неправде и несправедливости. Такие качества, как добродетель, ум, порядочность перестают цениться и вообще иметь значение: теперь богатый всегда прав и правит бедным, теперь есть хозяин и раб. Но такое общество будут сотрясать конфликты, ибо слишком уж наглядна несправедливость. Чтобы не допустить их, устанавливается порядок, при котором манипулирование малой группой богачей всего остального населения как бы утверждается, благословляется общественным договором в лице Государства. Государство – не географическое понятие, а институт власти с приданием ему силовых функций, создающий видимость прав и свобод одним и отдающий реальные права и свободы другим. Несправедливость опять налицо, она множит пороки рожденного идеальным человека, и тем их больше, чем хуже устроено государство. У государства, как выше сказано, есть возможность решать любые задачи силовыми методами, но власть пистолета – это власть силы, а не правды. Она настолько соблазнительна и развращающа, что в конце концов может перестать считаться не только с интересами Личности, но и Общества: тот, кому доверена власть, руководитель государства, однажды решит, что его частная воля первее общей и потому он вправе разорвать общественный договор. А далее - «демократия вырождается в охлократию, аристократия – в олигархию… Монархия вырождается в тиранию». Только контроль со стороны населения, только строгая подотчетность избранных руководителей государства и невозможность последних менять законы есть гарантия правильного существования республики, делает вывод мыслитель. По сути, он предлагает вводить прямую форму правления народа государством.
Заметьте, эти слова написаны Жан Жаком Руссо в середине восемнадцатого столетия, написаны в благополучнейшей Швейцарии, которую он сам неоднократно называет лучшей из существующих республик. И так критически мыслить, такой глубокий анализ производить…
На какой ступеньке стояла в это время – середина 18 столетия – русская литература? Три главных наших писателя, Тредиаковский, Ломоносов, Сумароков, выпустили «Три оды парафрастические псалма 143», где состязались в том, кто лучше эти псалмы изложит, Тредиаковский еще перевел «Телемахиду», Сумароков сочинил «Наставление хотящим быть писателями», Ломоносов призвал соотечественников в писательском мастерстве достигнуть античного уровня… Все, пожалуй.
И тут – Руссо! Совершенно новый подход к литературе, когда можно не придумывать, а думать, замечать, предугадывать. Руссо вызвал революцию в русских умах. Оказывается, можно писать не оглядываясь на античность, а наблюдая жизнь сейчас и при этом смотреть в день завтрашний!
Жан-Жака «проглотил» Радищев и обогащенный его опытом взялся писать «Путешествие из Петербурга в Москву». Фонвизин до «встречи» с Руссо переводил иностранцев, а когда прочел этого философа, тотчас сделал признание, что это его любимый писатель, но вовсе не в подражание ему написал прекраснейшую публицистическую работу «Рассуждение о непременных государственных законах», и прославился, конечно же, «Недорослем» - пьесой на нашу, отечественную тему.
О работах Жан-Жака Руссо по государственному обустройству общества спорили и в России, и на западе, но куда больше шума и удивлений произошло, когда тогда еще начинающий философ написал работу о влиянии на жизнь наук и искусств. О, там есть совершенно неожиданные выводы! Но об этом – в следующий раз.