В народе есть три праздника, названные словом «Спас», и связаны они с освящением меда – 14 августа, яблок – 19 августа и орехов – 29 августа. Христа мы также называем Спасителем. В эти дни Церковь чтит события, связанные со Христом: изнесение Креста Господня, Преображение Господне и Перенесение Нерукотворного Образа Господня. Эти праздники призваны напомнить нам о Творце мира и поблагодарить Его за все Его блага.
Наиболее почитаемый и потому известный из них праздник – Преображение Господне, он же – Яблочный Спас. В этот день люди несут в храм не только яблоки, но и другие плоды: персики, дыни, арбузы, виноград и так далее, чтобы в храме эту еду окропили святой водой, то есть освятили.
Увы, для многих светских людей эта «пищевая традиция» стоит превыше праздника Преображения. Очень многие из пришедших удивляются, что освящение яблок – не центральное событие дня, а некоторые даже не знают, что в этот день в Церкви празднуется один из двунадесятых праздников. Но про яблоки помнят.
Почему так? В народе есть поверье, что умершим на том свете дадут яблоки только в том случае, если их живые родственники продержатся до этого дня и не съедят ни кусочка яблока. А если съедят – увы: умершие яблок не поедят, им не дадут. В поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» одна из крестьянок, у которой умер сын, говорит: «Молюсь о нем, в рот яблочка до Спаса не беру», – тем самым она показывает, насколько она любит своего умершего ребенка и старается о нем позаботиться хотя бы так.
Лично меня всегда забавляло это поверье. Что ж там, в Царстве Небесном, за концлагерь такой с такими странными правилами? Я с детства не мог этого понять и всегда допытывался до старших: почему? Почему кто-то там лишит мою бабушку яблок? С чем это связано и что там за суровые яблочные надсмотрщики такие, которые отбирают яблочки у покойных? Ответ был конструктивным, понятным и логичным: ты молодой еще, когда вырастешь – поймешь.
И вот я вырос, уже взрослый и бородатый. Обзавелся семьей, получил образование и храм в управление. Но что это за яблочные надсмотрщики и за какие грехи усопших лишают яблок, так и не понял. И как там обстоят дела с остальными продуктами этих праздников, почему на них это правило не действует? Может, я все еще не дорос?
Это поверье, то есть запрет на поедание яблок до определенного дня, восходит к языческим временам, когда наши предки еще не слышали о Христе и поклонялись богам и духам природных стихий. К сожалению, даже в наш XXI век таких языческих традиций и суеверий сохранилось немало, только живут они теперь, что еще хуже, в традициях православных людей. И очистить от них веру очень трудно, поскольку аргумент всегда один: «Так моя прабабка верила, и ее прабабка так верила, а ты еще просто молодой, поэтому не понимаешь».
Справедливости ради стоит сказать, что и во многих древних монастырских уставах Церкви есть указание, что не должно есть любые продукты до их благословения, то есть до принесения Богу благодарения за эти самые продукты. Но это благодарственное моление совершалось не раз в год, а по мере необходимости. Тогда, когда монахи пополняли запасы пищи в монастыре.
Отголосок такого благодарственного моления – это дошедший до наших дней чин литии на вечерней службе, где священство выходит в храм и молится: «Благослови, Господи, хлебы сия, пшеницу, вино и елей. И умножи их в храме сем и во всем мире Твоем». По уставу такая служба совершается отдельно в монастырской трапезной, а не в самом храме. Но в современной практике лития служится символически, обо всем мире, так как на этой службе молятся не монахи, а обычные люди.
Так что для православного человека, на самом деле, нет никакого запрета на поедание яблок до праздника. Но не стоит забывать о благодарственной молитве Господу до и после еды. Хотя пишу и понимаю, что одним упоминанием в статье этот страх перед «досрочным» поеданием яблок в народе не победить. Ведь люди привыкли к этому запрету и мистическому объяснению, которое еще в детстве говорила им бабушка. Порой очень трудно переосмыслить то, к чему мы с детства привыкли.
Итак, праздничное освящение плодов. В чем его смысл? Возможно, кто-то из читателей сейчас удивится, но суть этого действия заключается вовсе не в том, что продукты нужно «зарядить» благодатью и затем съесть. Раньше принесенные продукты полностью или частично оставляли в храме, а не забирали домой. Почему?
На самом деле, традиция этих трех праздников берет начало в добром христианском правиле: всякое дело нужно начинать с молитвы.
Если посмотреть оглавление церковного требника, то это отчетливо видно: там есть чин освящения нового дома, колесницы (теперь этим чином освящают машины), корабля, поля перед посевом и так далее. С древности каждое значимое дело в жизни православного человека начиналось с молитвы, где люди испрашивали Божье благословение и Его помощь на предстоящее дело или дальнейшее пользование тем, что Он освятил.
Вот и эти три праздника, по сути, являются тем же самым. В середине августа начинается полноценный сбор урожая меда и плодов, в конце августа – орехов. Да, в небольшом количестве эти продукты начинают появляться и раньше, но начало полноценного массового сбора урожая приходится именно на эти дни.
Основной урожай предстоит в скором будущем, но уже сейчас люди приносят Богу то, что вырастили своими руками, над чем они трудились на земле, которую Он дал. Люди несут в храм начаток своих плодов, чтобы Господь освятил его, а через него – и весь дальнейший урожай. Очень важно понимать, что покупать и нести в храм тропические фрукты или прошлогодний мед просто нет смысла, ведь мы просим благословения на свой новый урожай.
Немалую часть продуктов люди оставляли в храме, их передавали в трапезную и раздавали нуждающимся. Так эти продукты становились милостыней. Ту часть освященных плодов, которую брали с собой, самостоятельно раздавали нищим, бедным знакомым и соседям, тоже в качестве милостыни. Старались делать так, чтобы ни одно освященное яблоко не вернулось домой, а стало помощью ближним. Кстати, можно к своим продуктам положить записку с именами своих близких о здравии и упокоении, чтобы те, кто получит еду, помолились о них.
Каждая традиция и практика Церкви изначально имеет евангельскую логику и направлена на отношения между Богом и человеком. Увы, годы безбожной власти не прошли бесследно: духовное образование народа было запрещено, и о многих православных традициях и правилах люди знают лишь поверхностно. А многие из этих традиций вообще обрели в народе совсем не тот смысл, который изначально вкладывала в них Церковь. Даже превратились в суеверия. Само слово означает «суетная вера», то есть – вера пустая, не наполненная смыслом. В такой вере обычным предметам или действиям предписывается смысл мистический или даже магический. Это результат потери связи с Церковью, когда в храм большинство людей идет только ради получения «церковных услуг», но не к Богу и не ради молитвы и спасения.
И вот это потребительское отношение к Церкви и непонимание сути становится почвой для появления суеверий. Когда обрядовые, внешние действия ставятся во главу, а самое важное – смысл и содержание этих действий – игнорируется и забывается. И тогда на место забытой сути приходит народное творчество. По принципу «где не знаем, там придумаем».
Так и на эти праздники. Те продукты, что мы приносим, имеют второстепенное значение, ведь Богу они не нужны, Ему весь мир принадлежит. По сути своей эта традиция – принесение Богу благодарности за Его милость к нам. Однако главными действиями в этой благодарности должны быть молитва на службе, покаяние и причащение Христовых Таин. Смысл церковного праздника для нас должен быть в том, чтобы оставить все земные заботы и посвятить хотя бы начало этого дня Богу, молитве Ему.
Когда человек не понимает смысла, то наделяет освященную еду мистическими свойствами. Так, например, освященный мед, как и освященные орехи, воспринимается суеверными как волшебное целебное снадобье, а то и вовсе атрибутом для магии и гадания. В Церкви такое всегда порицается и должно быть недопустимым. Ведь Церковь учит, что любая магия – это форма сатанизма и отрицание воли Божией, которую колдуны пытаются обойти, чтобы сделать так, как им хочется.
Так что призываю вас, дорогие, помнить о сути праздников и не допускать суеверий. Радуюсь, что на эти праздники вы придете с сердцем, полным любви и благодарной радости к Богу за все Его блага к нам. И не забудьте рассказать об этом своим родным и близким, чтобы и они пришли на эти праздники в храм не просто по традиции, а со знанием и пониманием.