Станция юных натуралистов (СЮН) в Академгородке была создана еще в 1966 году. В наши дни она остается местом, где школьники, интересующиеся биологией и геологией, могут получить дополнительные знания и приобщиться к интересующей профессии.
В 90-е годы станцию включил в состав своих подразделений Институт цитологии и генетики СО РАН. На данный момент она является лабораторией экологического воспитания института (ЛЭВ ИЦиГ). Сотрудники лаборатории ведут научно-просветительскую работу с учениками школ и воспитанниками детских садов, заинтересованными в зоологии, экологии и геологии. Также организуются экскурсии для групп из школ и детских садов.
Благодаря кураторству института здесь удается реализовывать важные педагогические идеи, которые сложно организовать в школе: содержать животных, составлять собственные учебные программы и учить детей выполнять исследовательские работы ― в том числе в полевых условиях.
В здании Лаборатории экологического воспитания ИЦиГ СО РАН животные находятся на двух этажах, а некоторые в вольерах снаружи. На втором этаже можно увидеть представителей амфибий и рептилий: тритонов, лягушек, ящериц, змей и черепах. На нулевом разместились беспозвоночные, рыбы, птицы и млекопитающие. На первом этаже есть музей природы с чучелами местных птиц и зверей, коллекциями насекомых и останками ископаемых животных. Рядом находится большая геологическая коллекция.
Главное можно сделать только своими руками:
«Фактически в коллективе 10 человек. Все мы работаем на одно дело: к нам приходят дети с интересом к природе, который надо поддержать и довести до ума. Сотрудники абсолютно уникальные, каждый из них внес вклад в развитие лаборатории. Сейчас мы, к примеру, сидим в наполненном экспонатами музее, хотя еще 10 лет назад он выглядел очень скромно. С приходом кандидата наук Анатолия Зосимовича Афиногенова музей преобразился, приобрел панорамные экспозиции и таксономически выверенные коллекции животных. Огромное разнообразие растений во всем здании поддерживает сотрудник сибирского ботанического сада, Юлия Анатольевна Пшеничкина. Флористические композиции из природных материалов создают ученики профессора икебаны, Валентины Александровны Великановой», ― рассказывает биолог, специалист ЛЭВ ИЦиГ СО РАН Федор Абрашитов.
«Геологи Елена Анатольевна Крук и Ирина Владимировна Негода — удивительные женщины, которые значительную часть жизни посвятили науке, но при этом считают работу с детьми крайне важным делом. Большая часть коллекции минералов в лаборатории собрана ими совместно с учениками. Каждое лето им удается выехать в три экспедиции, причем в места вплоть до Кольского полуострова и Сахалина. Ребята, прошедшие такую школу, обычно побеждают в геологических олимпиадах разного уровня».
Экспедиции биологов проводятся уже 28 лет. Они поддерживаются благодаря инициативе научного сотрудника ИЦиГ Сергея Олеговича Батурина и заведующей лабораторией Анны Игоревны Стекленевой. Со временем деятельность обросла хорошими знакомыми и выпускниками лаборатории, которые бескорыстно помогают в организации экспедиционного быта. Главные задачи таких экспедиций ― научить юных биологов планировать и выполнять исследовательские работы, а также предоставить детям возможность для общения и самоорганизации.
«Я в школьные годы ходил сюда на занятия, ездил в экспедиции, а потом, когда НГУ закончил, вернулся в роли сотрудника. Мой вклад в лабораторию ― коллекция животных. Конечно, с самого начала на станции был живой уголок, но в основном там содержались лабораторные грызуны и разные птицы. А на занятиях по зоологии речь ведь идет еще и о земноводных, рептилиях, множестве беспозвоночных ― а их не было. Мне удалось существенно дополнить видовой состав животных. О зоологической коллекции сейчас заботятся три человека: я отвечаю за холоднокровных, два других сотрудника за теплокровных, и мы друг друга замещаем время от времени», ― рассказывает Федор.
Животные, которые сейчас находятся в учреждении, попали туда разными путями. Кролики отданы бывшими хозяевами, популяция грызунов постоянно возобновляется сама. Многие животные куплены у заводчиков, в основном в других городах. Они подбираются по своей значимости для просветительской деятельности: с каждым связана какая-то биологическая закономерность, которую гораздо проще продемонстрировать на наглядном примере, чем рассказывать абстрактно. Есть и несколько диких птиц с травмами, не позволяющими выпустить их в природу. «На воле они не выживут, зато так дети получают возможность посмотреть на представителей местных видов, с которыми редко сталкиваются в природе ― например, ушастую сову», ― поясняет биолог.
Мокрые и чешуйчатые:
На втором этаже лаборатории можно увидеть земноводных и рептилий. Каждый из представленных видов способен удивить своими особенностями не только ребенка, но и взрослого.
Интересные факты о земноводных можно узнать на примере плавающих в аквариуме тритонов. Особенность всех земноводных ― необычная дыхательная система, в которой половина кислорода поступает через кожу. Поэтому кожа амфибий всегда тонкая и мокрая, а вдобавок покрыта ядом ― в первую очередь от грибков и бактерий, но иногда и от хищников. Еще одно удивительное свойство, которым обладают тритоны, — это хорошая регенерация. Даже взрослая особь может заново отрастить себе потерянную конечность.
«На стадии эмбриона, который в икринке находится, можно даже химеру сделать. Тело от одного вида, лапы от другого, хвост от третьего. Оно срастется и еще доживет до взрослого состояния», ― рассказывает Федор.
На стеллаже с лягушками живет самая ядовитая амфибия России ― дальневосточная жерлянка. Ее яд, попав в организм человека (например, при поедании), заставит его слечь с температурой на несколько дней. Однако эта неприметная на первый взгляд лягушка вроде бы не сигнализирует о своей ядовитости, как другие виды, окрашивающиеся для этого в яркие цвета. Но на самом деле природная закономерность работает и здесь. Если к жерлянке приближается хищник, она переворачивается на спину и показывает недругу свой красный живот, который ясно дает понять, что есть ее нежелательно.
В комнате с рептилиями живут змеи, ящерицы и черепахи, а связанные с ними истории способны удивить тех, кто мало интересовался эволюцией.
Нам показывают королевского питона. Сложно поверить, но змеи когда-то были ящерицами и имели ноги. Однако в ходе эволюции они изменили свой облик, приспособившись к жизни в рыхлых субстратах, где удобнее прокладывать себе дорогу бронированным носом, вбуравливающимся в почву благодаря изгибам тела. Ноги от такой жизни постепенно исчезли, лишь питоны и удавы сохранили заднюю пару конечностей ― они видны у начала хвоста в виде небольших коготков. Из-за опасности забивания землей у змей постепенно заросли ушные отверстия, и слышат они теперь по-другому ― нижней челюстью. С глазами еще интереснее: змеи навсегда закрыли свои веки, которые полностью срослись, но стали прозрачными. А с помощью своего языка змея может принюхиваться. Его раздвоенность позволяет чувствовать, с какой стороны идет запах, и наводиться на цель.
Не в меньшей степени поражают другие рептилии, например безногая ящерица ― желтопузик. Она очень похожа на змею, но, если присмотреться, можно увидеть явные отличия. Все становится ясно, если посмотреть на эволюционные признаки: животное моргает подвижными веками, а по бокам головы видны отверстия ушей. Ближайшая к нам территория, где можно встретить такую ящерку, ― Казахстан. Многие ее страшно боятся, но на самом деле она абсолютно безобидна.
«Когда-то рептилии освоили почти все среды жизни: и воздушную, и почвенную, и наземную. Потом, правда, кое-что потерялось ― птерозавры, которые могли летать вверх, вымерли. Но вот те, кто может летать вниз, ― сохранились. Их представителем тут работает геккон Кюля. Обратите внимание на складки по бокам тела и перепонки между пальцами. Они хорошо маскируют его на коре деревьев, но главное ― он может прыгнуть с высокого дерева, расправить их как парашют и метров 70 пролететь. Видите, для чего нужна коллекция: всего одна маленькая ящерка, а вы уже узнали, что ученые выделяют разные среды жизни и оценивают, насколько разным животным удалось их освоить», ― говорит биолог.
От паука до совы
Для посетителей лаборатории, спустившихся на нижний этаж, сначала открывается мир рыб и беспозвоночных. Особенно много здесь членистоногих ― раков, пауков и насекомых. Впрочем, их больше всего и в мире ― как по массе, так и по числу видов. «Устроены они как мы, только наоборот» ― говорит Федор. Если у позвоночных внутри твердый скелет, а снаружи мягкое тело, то членистоногие оснащены прочной наружной броней, к которой крепятся все мышцы. Волоски, пронизывающие броню, служат сенсорами, помогая понять, прикоснулось ли что-то к экзоскелету.
Во второй комнате обитает немало разных животных. Сразу бросаются в глаза лабораторные крысы, морские свинки, сова, хорек, еж и многие другие. Наше внимание обратили на удивительного грызуна ― слепушонку.
«Это грызун, который решил жить под землей, копая ее зубами. Губы при этом начали закрываться позади зубов. Прогрызть он может даже накатанную почву посреди колеи. А самое интересное, что слепушонки аномально долго живут. Срок жизни крысы ― года два, максимум три, потом она умирает от рака и других заболеваний. Слепушонка уверенно живет около шести-восьми лет, хотя по размеру гораздо меньше. Если объяснять это очень коротко, получится так: вам эволюционно невыгодно тратить силы на борьбу с болезнями, если вы все равно рано умрете из-за хищников. Лучше все ресурсы побыстрее вложить в размножение. А вот если вы живете долго (например, под землей), то имеет смысл усилить и защиту от рака, и механизмы восстановления поврежденной ДНК», ― рассказывает Федор.
Трудно сосчитать, сколько всего животных содержится в учреждении. К каждому из них нужен особый подход и внимание, с чем отлично справляются сотрудники лаборатории.
«Я попала сюда случайно, а осталась на всю жизнь, ― рассказывает старший лаборант Любовь Николаевна, которая работает здесь с 1984 года. ― Работа сложная. Когда работаешь с животными, главное ― не просто любить их, а быть ответственным и понимать, как создать им условия для нормальной жизни. Люди, которые с порога заявляют «мы любим животных», часто случайные в этой деятельности, они быстро осознают, что просто любить ― мало, нужно много знать и работать. А так к животным постепенно привыкаешь, некоторые становятся почти что твоими детьми. У меня такие любимцы ― грачи, Карыч и Клара, и хорек Фаина. Карыч у нас умеет говорить. Научился сам, первой фразой стала «Антошка, иди сюда»: рядом жил лис Антон, и дети ему это повторяли. Сейчас в основном сообщает, что «Карыч хороший».
Самые дружелюбные зверята
В лаборатории можно увидеть еще парочку очаровательных созданий ― беляевских лис по имени Смайлик и Чип. Они являются частью научного эксперимента, который длится уже 70 лет. Эксперимент начал генетик Дмитрий Константинович Беляев. Начиналось все с необъяснимых тогда явлений, которые можно наблюдать у домашних животных. Например, многие древние породы собак имеют закрученные хвосты, а коровы или лошади ― пегую окраску: эти признаки никто не пытался вывести специально, они почему-то возникли сами.
Чтобы разобраться, ученый взял диких животных ― лисиц, и начал процесс селекции. В каждом поколении по нескольким тестам выбирались и пускались в разведение только самые дружелюбные к человеку детеныши. Примерно в пятом поколении появились лисята, которые с рождения были не агрессивны к человеку и даже начали в его присутствии вилять хвостом и проявлять признаки радости. Спустя еще несколько поколений у некоторых из них появились те самые признаки одомашнивания: белые пятнышки в шерсти, закрученные хвостики, повисшие как у щенят уши и так далее. Почему так произошло? «Самые добрые» лисы с биологической точки зрения — это те, у которых по генетическим причинам изменен баланс гормонов: повышена чувствительность к серотонину, меньше адреналина и так далее. А гормоны влияют не только на поведение, но и на множество других признаков. Отсюда и возникли эти изменения окраски и всего остального ― удивительно похожие у самых разных видов.
«Почему результаты этого эксперимента важны? Мы, люди, скорее всего проходили похожий отбор в те времена, когда были первобытными охотниками. Наши предки жили в небольших, не больше 50 человек, группах. Конфликты и между группами, и внутри них были очень сильны и нередко могли приводить к летальному исходу. Очевидно, лучше выживать должны были те группы людей, которым удавалось решать внутренние конфликты мирно. Из-за такого отбора на неагрессивное поведение некоторые изменения в нашей нервной системе могут быть похожи на изменения в нервной системе у этих лис. Если мы в них разберемся, то можем научиться лечить некоторые заболевания, например врожденную агрессию», ― говорит биолог.
Лаборатория полна удивительных животных, на которых стоит посмотреть и детям, и взрослым. С каждым из их связана какая-то особая история, которую сотрудники ЛЭВ с удовольствием расскажут. Это отличное место для тех, кто хочет не просто узнать больше об окружающем нас мире, но и увидеть все на живом примере. Такой подход не только развивает интеллектуальные и творческие способности детей, но и учит их бережно относится к природе, что очень важно для подрастающего поколения.
Автор Арина Мурга
Фотографии Сергея Завражных