Пять героев русских сказок
В курганских кинотеатрах показывают новую семейную комедию «Баба Яга спасает мир» (6+). Главная героиня в фильме не такая, какой мы привыкли ее видеть в русских народных сказках. Это уже не страшная и злая старуха, а весьма привлекательная и отзывчивая женщина лет 60. Предлагаем вспомнить классические сказочные образы.
Баба Яга
Советский ученый Владимир Пропп в работе «Исторические корни волшебной сказки» (12+) писал, что Баба Яга — страж потустороннего мира, а ее избушка не что иное, как проход в царство мертвых. Кстати сказать, в древности покойников хоронили в домовинах — гробах на высоких пнях, корни которых напоминали куриные ноги. Такой обычай был характерен для северных широт, где промерзшая земля не позволяла выкопать могилу.
Сама хозяйка избушки на курьих ножках — с крючковатым носом, горбом и костяной ногой. Летает в ступе и заметает следы помелом. Припасены у нее и другие волшебные предметы: клубок ниток, помогающий найти дорогу; блюдо с яблоком, показывающее будущее, и меч-кладенец для непобедимости.
В XIX веке русский историк и фольклорист Александр Афанасьев собрал все славянские сказки с Бабой Ягой. В них она предстает либо воительницей, либо похитительницей, либо помощницей. Персонаж принадлежит к широкой категории сказочных дарителей, встреча с которым сулит герою волшебное средство, предопределяющее удачу и счастливую развязку.
Кикимора
Подруга Бабы Яги, имеющая зеленоватый оттенок кожи. Ходит в лохмотьях, обитает в лесу на болотах или в избе вместе с людьми, помогая ночью по хозяйству или пакостя, если ее обидели. В первом случае она замужем за Лешим, во втором — за Домовым. Может локализоваться в курятнике и щипать перья у кур. Она же выстригает шерсть у скота и волосы у хозяев.
Главное занятие этого сказочного существа — прядение и вязание, что связано, согласно преданиям, с предопределением человеческой судьбы. Поскольку обладает буйным, своевольным и непоседливым характером, рукодельничает плохо, стежки делает неравномерные и неровные. Недаром родилась русская пословица: «От Кикиморы рубахи не дождешься».
Как отмечает Неонила Криничная в книге «Русская мифология. Мир образов фольклора» (12+), Кикимора способна обратиться кошкой или младенцем, умершим некрещеным, мертворожденным, недоношенным или ребенком, проклятым своими родителями и вследствие этого похищенным «нечистой силой».
Кощей Бессмертный
Резко отрицательный персонаж. Высокий, худой и бледный. Повелевает далеким темным царством и имеет большое войско нечистой силы. Смерть Кощея спрятана в недоступном месте: на острове стоит дерево, в дупле — сундук, в нем — заяц, в зайце — утка, в утке — яйцо. Последним «хранилищем» могла быть игла. Этот предмет в народной культуре является оберегом и одновременно орудием порчи. Следовало ломать и выбрасывать иглу, использованную в ритуальных действиях.
Кощей, олицетворяющий мировое зло, бессмертен до тех пор, пока против него не выступит эпический герой. Тогда жизненное начало торжествует над смертью. Как правило, злодей крадет девушку, чтобы жениться на ней. Ту же функцию исполняет и Змей Горыныч. Герой, побывавший на том свете и вызволивший похищенную девушку, сам получал право вступить в брак. Подобные ритуалы инициации, сводившиеся к «путешествию» в потусторонний мир, существовали у древних народов.
Иван-царевич или Иван-дурак
Упоминание об Иване-царевиче как о сказочном герое зафиксировано в литературе в конце XVIII — начале XIX века. Может быть как положительным, так и отрицательным персонажем: помогает обиженным и слабым или противопоставляется хорошему человеку простого происхождения, например, Ивану — рыбацкому сыну. В зависимости от сюжета женат то на Елене Прекрасной, то на Василисе Премудрой (Царевне-лягушке), то на степной королеве-богатырше Марье Моревне.
Иван-дурак — третий (младший) сын у царя или крестьянина. Его собственные решения часто противоречат здравому смыслу, но в результате приносят успех. Он проходит все испытания, женится на красавице и получает богатство. Проявляет поэтические и музыкальные способности, правда, поначалу его упрекают в том, что он «ничего не делает».
По мнению отечественного исследователя темы скоморохов и офеней Сергея Максимова, «шутовство и дурачество — это, прежде всего, искусство перевоплощения», «и если скоморох может перевоплощаться в любой образ, то он может «напускать морок» и управлять другими людьми, что указывает на его связь с волшебством».
Царевна-лягушка
Местом рождения данного персонажа, согласно «Сказочной карте России», является город Шадринск Курганской области. Так, опубликованная фольклористом Александром Николаевичем Афанасьевым версия сказки «Царевна-лягушка» (0+) была предоставлена ему краеведом Александром Никифоровичем Зыряновым, который предположительно записал ее в Шадринском уезде.
Иван-царевич сжег лягушачью шкурку (нужно было потерпеть всего три дня, чтобы Василиса навечно стала его), супруга превратилась в кукушку и улетела к Кощею, считай — в царство мертвых. Владимир Пропп отмечает, что «последовательное превращение в животных происходит при вынужденном возвращении с иного света в царство живых». И, вероятно, наоборот.
По одной из версий, Василиса Премудрая — дочь Кощея. Он превратил ее в лягушку сроком на три года потому, что та превзошла его в колдовстве и мудрости. Почему именно в лягушку? Этот фольклорный образ наделен любовно-брачной символикой. По мере того, как происходит прощание с лягушачьим обликом, меняется статус девушки — она становится женой, приобретает определенные знания, которые помогают успешно выполнять задания царя (испечь хлеб, соткать ковер, станцевать).
Василиса допустила сожжение шкурки, чем проявила нехватку мудрости, — что и требовалось доказать Кощею. С другой стороны, он в итоге оказался убит Иваном-царевичем, а дочь, судя по всему, ожидал счастливый брак.