На фоне современных технологий ЕГЭ выглядит, как скрипучее колесо телеги, приделанное к Lamborghini. Мы бы очень удивились, если бы дети сегодня в образовании использовали перьевые ручки и промокашки, но именно так обстоят дела сейчас.
Система образования – это не отдельно взятые элитные школы, где учатся дети родителей, готовых платить 2 000 000 рублей в год.
Система образования – это механизм, рассчитанный на массовый поток, а, значит, речь идет в большей степени о средней школе, профессиональном образовании и высшей школе (институтах, университетах) в регионах.
В России есть передовые школы, которые относятся к среднему уровню. Это современные учебные комбинаты, где всё обустроено на достойном уровне. Наличие таких школ в региональных центрах не оправдывает то, что большинство школ находится в состоянии восьмидесятых- девяностых годов.
Современные задачи связаны с развитием технологий, а это предполагает, что от человека требуются совершенно иные навыки, нежели те, которые требовались вчера.
Как показывает реальность, уже и боевые задачи решаются с помощью гаджетов, и успех операции часто зависит от навыков оператора, от уровня быстроты мышления IT-специалиста и, конечно, от креативности каждого члена команды.
Массовое образование в России настроено под то, чтобы на выходе выдавать тех, кто является обточенной частью системы, которая не доставляет хлопот государству.
В этом нет никакого заговора, и, в общем-то, это даже не скрывается от людей, принадлежащих к управленческой элите России.
Краткая характеристика образования управляемого человека в России
Оценочная система и кластеровая раздробленность. В период созревания, то есть где-то с 7 до 18 лет человек приучается к тому, что его судит высшая инстанция в лице государства, которое представлено учительским составом во главе с директором. При этом школьное судилище подразумевает строгую иерархическую лестницу, где на низшей ступени оказывается тот, кто получает «двойку», причем неважно, по какому предмету, а на высшей ступени оказывается тот, кто способен получить оценку «отлично» по всем предметам.
Для психологов, педагогов, социологов и работодателей абсолютно очевидно, что отличный результат по всем школьным предметам является следствием конформизма ученика, так как достичь высшего результата по всем направлениям знаний, преподаваемых в школе, невозможно.
Чаще всего подросток может продемонстрировать свои реальные знания в одной, двух, максимум трёх областях. Как показывает практика, не может, к примеру, математик одинаково отлично проявлять себя в спорте, музыке, живописи, литературе и химии, но именно этого требует современная система образования.
Не нужно быть специалистом в этой области, чтобы понять ценность результатов отличника.
Зачастую это скрытая договорённость учительского состава по вытягиванию отличника по предметам, где он просто не способен проявить отличные знания.
Сказать, что это своего рода коррупционная схема, наверное, будет очень громко, однако, несправедливость тут налицо. Как и обычное предвзятое отношение к «двоечнику» или к «троечнику».
Но на этом пробелы образования не заканчиваются. Клеточная система классов, парт и структура построения занятий с ежедневным ношением учебников в тяжелом рюкзаке (вперемешку со «сменкой» и спортивной формой) формируют тип мышления, который привыкает «тянуть лямку».
Ребёнок не получает знания, он делает то, что от него требует общество в лице родителей, школьных учителей и других детей. Так формируется стадное чувство. Мышление по принципу «все пошли, и я иду» становится очень удобным для решения социальных задач.
Ребёнок с детства привыкает к сложившейся системе, к тому, что есть существующие правила и способы получения положительных оценок, которые далеко не всегда связаны с реальными знаниями или навыками в определённой сфере.
Альтернативное образование
Иное образование личности подразумевает отсутствие жесткой оценочной системы, в которой неудача в одной области не ставит крест на ребёнке. Приоритетным направлением должно являться раскрытие в ученике потенциала в двух-трёх сферах с обязательной передачей знания без строгой осуждающей оценочной системы в остальных сферах.
Например, ребёнок проявляет способности к музыке и математике, под него подстраивается адаптивный курс, и задачи становятся сложнее, что позволяет ученику не идти вместе с остальными, а ускоряться, не успевая при этом смотреть свысока на тех, кто плетётся сзади. С другой стороны, если этот ребенок не может проявлять себя в спорте, то под него разрабатывается отдельная программа с учётом его физических особенностей.
Может показаться, что такая система выглядит невозможной. Но современное развитие решает эту задачу довольно просто.
Каждая школа должна быть оборудована последними компьютерными разработками. Это сами компьютеры, виртуальная реальность и дополненная виртуальная реальность.
При этом занятия также проходят в коллективе – в том числе и при совместном решении задач в виртуальной реальности.
Ребёнок получает эмпирическое познание, то есть при непосредственном игровом участии в конкретном процессе.
Будь то строительство моста или здания, химические опыты или путешествие по всем странам мира с описанием их географического и экономического положения.
Игровой процесс в виртуальной реальности является динамическим, что благополучно скажется на здоровье детей. Конечно, все занятия проводить в таком виде небезопасно, так как виртуальная реальность воздействует на зрение и не только. Поэтому было бы неплохо построить учебные комбинаты, где были бы огромные локации для каждого школьного предмета. Дети уже не в виртуальном виде, а во вполне реальном могли бы взаимодействовать с тем, чему сейчас их учат учебники.
Стоит ли реформировать?
Такая образовательная система даст совсем других людей. Они будут мыслить более свободно, и банальные потребительские ценности для них покажутся слишком тесными. Вероятнее всего, это будет самый тревожный электорат, который не сможет смириться с положением ведомого стада и начнёт заявлять свои требования. И это, конечно, проблема, так как совсем не факт, что с точки зрения политики это позволит сохранить, например, целостность нашей страны.
Что выбрать? Образование банальных личностей, привыкших идти в ногу в общем строе, либо образование свободных людей, которыми будет очень трудно управлять.