На нашем канале уже была статья про первый атомный ледокол «Ленин», являвшийся в свое время символом развития советской науки и техники.
Сегодня речь пойдет об еще одной легенде ледокольного флота нашей страны - ледоколе «Красин».
Сейчас «Красин» стоит на вечной стоянке на набережной Лейтенанта Шмидта в Санкт-Петербурге напротив Горного университета.
Он продолжает функционировать, но уже не как судно, бороздящее арктические воды, а как филиал калининградского Музея мирового океана.
Немного истории
Ледокольные лодки с давних времен использовались жителями северных регионов.
Вместе с тем активно производиться и эксплуатироваться ледокольные суда стали только в XIX веке.
В 1834 году в США было построено колесное паровое судно «Assistance», задачей которого была проводка судов в порт Балтимор. Тремя годами позже аналогичное судно появилось и в Филадельфии.
В 1864 году был построен российский буксирный пароход-ледокол «Пайлот».
Появление «Пайлота» произошло по инициативе купца Михаила Осиповича Бритнева, который был крайне недоволен тем фактом, что в зимнее время навигация Кронштадта с сушей прекращалась из-за замерзания неглубокого Финского залива.
Для решения проблемы Бритнев переоборудовал свой пароход в ледокольное судно.
С этого момента начался первый этап в истории ледокольного флота России.
По типу «Пайлота» строились и другие ледоколы: «Бой» и «Буй»(также принадлежавшие Бритневу), «Заря» и «Луна».
Со временем мощность ледоколов возрастала, совершенствовались их конструкционные особенности. Так появились ледоколы «Муртайя» и «Ледокол I», а еще позже «Слейпнер» и «Надежный».
Первым в мире арктическим ледоколом стал ледокол «Ермак», введенный в эксплуатацию в 1898 году с целью проводки судов по Северному морскому пути.
«Ермак» появился в составе российского флота благодаря стараниям вице-адмирала Степана Макарова (знаменитая «Макаровка», т.е. Государственный университет морского и речного флота носит его имя).
Он справедливо считал, что «ни одна нация не заинтересована в ледоколах, сколько Россия» и лично принимал участие в проектировании судна. В продвижении проекта Макарову помогал Дмитрий Иванович Менделеев.
В начале ХХ века российское правительство выделило денежные средства на расширение исследований и освоение арктических морей и к концу 1915 года была разработана и принята программа строительства ледокольного флота.
«Святогор» или «Красин»?
Главное управление кораблестроения приняло решение, что стране крайне необходим второй мощный ледокол, подобный «Ермаку».
Так в 1916 году в Англии, в Ньюкасле началось строительство нового линейного ледокола «Святогор».
Хотя прототипом для «Святогора» и стал ледокол «Ермак», «Святогор» превосходил его по мощности и водоизмещению, отличался более динамичным силуэтом.
В 1917 году «Святогор» был спущен на воду.
А уже в 1918 году затоплен вместе с другим ледоколом «Микула Селянинович» в устье Северной Двины с целью преградить путь английским кораблям к Архангельску.
В итоге «Святогор» был захвачен англичанами (как они считали, в счёт неоплаченных долгов царского правительства), поднят и до 1920 года ходил под английским флагом.
России даже пришлось арендовать ледокол для проведения операции по спасению парохода «Соловей Будимирович».
Почему мы так подробно говорим об истории ледокола «Святогор»?
Все просто. После того, как ледокол все-таки был выкуплен и возвращен в Россию, он получил новое имя - ледокол «Красин».
Переговоры с Великобританией о выкупе и возвращении Советской России ледокола вел политический деятель и дипломат Леонид Борисович Красин, в связи с чем судно и получило новое имя.
Спасательные операции
Особую известность «Красин» приобрел благодаря участию в спасательных операциях.
В 1928 году потерпел крушение дирижабль «Италия», на котором экспедиция Умберто Нобиле перемещалась над Северным полюсом.
Часть экипажа выжила после крушения. И их в полной мере можно назвать счастливчиками, поскольку из дирижабля вместе с самими участниками выпали контейнеры со снаряжением и едой. Среди прочего там была и радиостанция.
Таким образом, группе не без трудностей, но все же удалось связаться с большой землей.
Вторая группа, которую унес дирижабль, так никогда и не была найдена.
Для спасения участников экспедиции в сторону Шпицбергена отправились два ледокола: «Малыгин» и «Красин» с самолетом на борту.
Однако «Малыгин» оказался зажат льдами в Баренцевом море и не смог участвовать в спасательной операции.
До места крушения удалось дойти только «Красину».
Спасти участников экспедиции пытался в это время другой известный полярный исследователь - Рауль Амудсен. Это был его последний полет. Амудсен погиб, так и не добравшись до экипажа дирижабля.
Для восьми членов экипажа «Италии» и собаки Умберто Нобиле Титины все в итоге закончилось хорошо.
Умберто Нобиле и Титину спас шведский летчик Эйнар Лундборг. Остальных выживших членов экипажа взял на борт «Красин».
Эта всемирно известная история спасения арктической экспедиции нашла широкое освещение в литературе и кинематографе, например были созданы документальный фильм «Подвиг во льдах» и художественный «Красная палатка».
Кстати, знаменитая красная палатка, своеобразный символ этой спасательной операции, была изначально серой. Ее специально выкрасили в красный цвет после крушения для большей заметности. К счастью, красная краска нашлась в специальных пластиковых шарах, которые использовались для определения высоты полета дирижабля.
Спасением экспедиции Нобиля «Красин» не ограничился.
На обратном пути ледокол спас летную группу Чухновского, также принимавшую участие в спасательной операции, но застрявшую близ скал Кап-Вреде.
Но самое интересное, что и на этом спасательная миссия «Красина» не закончилась.
По пути ему удалось спасти еще одно судно - немецкий лайнер «Монте-Сервантес», столкнувшийся с айсбергом.
Позже, в 1934 году, ледокол участвовал в операции по спасению челюскинцев. Пароход «Челюскин» затонул в Чукотском море и его экипаж, экспидиционная группа, а также пассажиры - всего 104 человека застряли на льдине посреди океана.
В годы Великой Отечественной войны ледоколу также удалось отличиться. В 1941-1942 г.г. он совершил кругосветный боевой поход.
«Красин» стал прототипом целой серии линейных ледоколов типа «И. Сталин» (впоследствии - «Сибирь»).
В 50-е годы ледокол подвергся серьезной модернизации, в частности был переведен с угля на мазут, также появились высокая надстройка с хорошим обзором и вертолетная площадка, условия проживания экипажа стали более комфортными.
До 1972 года «Красин» успешно выполнял свои функции в качестве ледокола на Северном морском пути, а после принимал участие в арктических исследованиях.
В 1976 году был выпущен его тезка - новый дизель-электрический ледокол «Красин». Поскольку возникала путаница с названиями, старый ледокол стали именовать «Леонид Красин».
В 1989 году ледокол был выведен из эксплуатации.
После нескольких лет борьбы за ледокол и поиска финансирования «Красин» все же продолжил свою службу, но уже в качестве музея. В 2004 году ледокол был передан Музею мирового океана.
В 2022 году ледокол «Красин» отметил свое 105-летие.
Ледокол-музей
Сейчас ледокол стоит на приколе у набережной Лейтенанта Шмидта в Санкт-Петербурге и принимает многочисленных посетителей.
У трапа ледокола установлен бюст путешественника и исследователя Арктики и Антарктики Рауля Амудсена, который, как и экипаж «Красина», участвовал в спасении экспедиции Умберто Нобиля.
По ледоколу можно прогуляться самостоятельно, а можно придти к определенному времени, чтобы попасть на экскурсию.
В определенные дни (сейчас по вторникам в 12:00) экскурсию проводит лично капитан ледокола Николай Борисович Юшкевич.
Для самостоятельного осмотра доступны палуба корабля, и часть внутренних помещений.
Например, можно выйти на капитанский мостик.
Или увидеть каюты экипажа.
Если вам больше 14 лет, есть возможность проникнуть в самое «сердце» ледокола - машинное отделение.
На борту ледокола часто проходят различные встречи и научные конференции.
Отдельное место в рассказах экскурсоводов занимают мистические истории о котах «Красина».
Черный кот на борту ледокола был обнаружен и на кадрах кинохроники 1928 года, и на фотографиях ледокола 1949 года. А уже в современное время сотрудникам музея удалось спасти черного котенка, проплывавшего мимо ледокола на льдине. Так появился еще один корабельный кот Кузя.
Как добраться
Ледокол «Красин» пришвартован у набережной Лейтенанта Шмидта, в районе 23 линии Васильевского острова.
Ближайшие станции метро «Василеостровская» и «Адмиралтейская».
От метро необходимо добираться на автобусе, но поскольку общественный транспорт ходит здесь нечасто, лучше совершить приятную прогулку по набережной.