Найти тему

Библиотека в доме Маминых

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк родился в Висимо-Шайтанском заводе Пермской губернии в 1852 году. В доме, где родился будущий писатель, всегда царила духовная атмосфера. В окружении родных и близких ему людей прошли самые счастливые годы его жизни – детство и юность. И все эти годы его неизменным спутником были книги, потому что в семье Маминых книгу любили и уважали.

« – Это наши лучшие друзья, — любил повторять отец (Наркис Матвеевич Мамин), указывая на книги. — И какие дорогие друзья… Нужно только подумать, сколько нужно ума, таланта и знаний, чтобы написать книгу. Потом её нужно издать, потом она должна сделать далёкий-далёкий путь, пока попадёт к нам на Урал».

(Д.Н. Мамин-Сибиряк «Из далёкого прошлого»)

Это были хорошие книги – сочинения Гоголя, Некрасова, Тургенева, Гончарова и других классиков. Кроме того взрослые читали «Современник» и Добролюбова.


«Дмитрий Наркисович ещё детским ухом прислушивался в далёком медвежьем углу к отзвукам и отголоскам великого движения 50-х и начала 60-х годов. У отца Дмитрия Наркисовича была своя небольшая библиотека из лучших авторов, а потом всевозможные книги доставались от заводских служащих».

(Автобиография Д.Н. Мамина-Сибиряка)

«Со временем, в доме начали уже появляться новые издания начала шестидесятых годов, и я отлично помню, как отец приносил новые книжки от заводского управителя. Я, конечно, не мог воспользоваться этими новыми книгами и только был свидетелем, как их читали и о них говорили. Вместе с книжками появились и новые люди».

(Д.Н. Мамин-Сибиряк «Из далёкого прошлого»).

Конечно, огромную роль в приобщении детей к чтению сыграла мать писателя - Анна Семеновна Мамина. Сама страстная любительница чтения, она по вечерам читала вслух книги своим детям. Так как детских книг в библиотеке Маминых не было (они появились значительно позднее), то знакомство с книгами Дмитрий начал с произведений Крылова, Пушкина, Гончарова. Любимыми книгами в то время у него были рассказы о завоевании Камчатки, книга Гончарова «Фрегат «Паллада».

Я с нетерпением дожидался вечера, когда мама кончала дневную работу и усаживалась к столу с заветной книгой.

(Д.Н. Мамин-Сибиряк «Из далёкого прошлого»)

-3

В гостиной стоял большой стол, за которым вечером собиралась большая семья Маминых. Здесь отдыхали после дневных трудов. Пили чай, а кто-то из родителей читал. И здесь же Анна Семеновна читала детям книги вслух. Дмитрий особенно любил книги о путешествиях, завоеваниях и мысленно совершал подвиги. Они с матерью «путешествовали уже вдвоём, деля поровну опасности и последствия кругосветного путешествия. Где мы ни были, чего ни испытали, и плыли всё вперёд и вперёд, окрылённые жаждой видеть новые страны, новых людей и неизвестные нам формы жизни».

(Д.Н. Мамин-Сибиряк «Из далёкого прошлого»).

Когда встречались непонятные слова, неизвестные места, то объяснения им находили в словарях иностранных слов, толковых словарях.

Появлялись новые книги и среди них были и детские: Ушинского, Разина, Чистякова. Любимой книгой Дмитрия в это время стала «Детские годы Багрова-внука» С. Аксакова, которую по вечерам Анна Семёновна читала вслух своему десятилетнему сыну.

-4

Совсем другие книги появились в жизни Дмитрия Мамина, когда он пошел в школу. Здесь он подружился с Костей Рябовым – сыном заводского приказчика. У отца Кости была своя маленькая библиотека, состоявшая из книг, в основном романов, случайно попавших в Висим благодаря офене-книгоноше. Этот вездесущий человек не только доносил книги до читателя в самые отдаленные уголки России, но и мог дать совет при выборе книги, а в случае нужды, необходимые объяснения.

Вскоре все книги из библиотеки отца Кости были перечитаны, и мальчики стали искать книги в других домах. Идти в дом к управителю Висимо-Шайтанский завода К.П. Поленову (у него была очень хорошая библиотека) они постеснялись, и вскоре оно обнаружили целый склад книг у заводского фельдшера.

«Мы с Костей набросились на это сокровище, как голодные мыши на крупу, и на первых же шагах выкопали из праха забвения самого Амалат-Бека.

В течение нескольких месяцев мы просто бредили этой книгой и при встречах здоровались горской песней:

Аллага-аллагу

Слава нам, –

Смерть врагу!»

(Д.Н. Мамин-Сибиряк «Из далёкого прошлого»)

Детские фантазии не знают границ. Мальчишки сделали себе деревянные шпаги, и в течение нескольких месяцев атаковали и побеждали свирепых горцев, распевая их песни.

Там же у заводского фельдшера мальчики разыскали старинные переплетенные в кожу книги на толстой синей бумаге с водяными знаками. Дмитрий испытывал особую любовь к таким книгам, ведь эту книгу писал какой-то сочинитель сто или двести лет назад, чтобы он сейчас мог ее прочесть. «… Ведь этот древний сочинитель был в свое время ребенком, играл и шалил, как мы с Костей, читал книжки сочинителей, которые жили задолго до него и т.д. Почему же вот именно этот мальчик сделался сочинителем и через сотни лет говорит со мной, как бы говорил живой, а сотни, тысячи и миллионы других детей так и остались в неизвестности, забыты, и никто не интересуется, что они думали, чувствовали и делали?»

(Д.Н. Мамин-Сибиряк «Из далёкого прошлого»)

Среди этих старинных книг мальчики нашли учебники, по которым училось не одно поколение детей.

-5

Это решебник, сборник арифметических задач. Точно такую же книгу 1806 года издания Дмитрий со своим другом Костей нашли в кладовке у заводского фельдшера. Она называлась: « Собрание шести сот пятидесяти одного избранейшего примера, в пользу юношества, учащегося арифметике, под смотрением преосвященнейшего Иустина, епископа пермского и екатеринбургского, взятых несколько из книг, но по большей части новоизобретенных посильными трудами Алексея Вишневского, учителя математики в новоучрежденной пермской семинарии».

(Д.Н. Мамин-Сибиряк «Из далёкого прошлого»)

Мальчики решали эти задачки вместе, но не все смогли решить. Там были такие, которые решались по какому-то «слепому» или девичьему правилу. Такой же была и задачка в стихах под № 375:

« Нововыезжей в Россию французской мадаме

Вздумалось ценить свое богатство в чемодане:

Новой выдумки нарядное фуро

И праздничный чепец а-ла- Фигаро.

Оценщик был русак.

Сказал мадаме так:

«Богатства твоего первая вещь фуро

В полчетверти дороже чепца а-ла-Фигаро;

Вообще же стоят не с половиной четыре алтына,

Но настоящая им цена всего половина».

Спрашивается всякой вещи цена,

В чем французская мадам в Россию привезена!»

(Д.Н. Мамин-Сибиряк «Из далёкого прошлого»)

Потом были встречи с другими людьми, с новыми книгами. Неизгладимое впечатление на пятнадцатилетнего Дмитрия произвели книги, которые он увидел на полочке в приисковой конторе. Тут были ботанические беседы Шлейдена, Молешота и многих других знаменитых европейских ученых.

«Перед нашими глазами раскрывался совершенно новый мир, необъятный и неудержимо манивший к себе светом настоящего знания и настоящей науки».

(Д.Н. Мамин-Сибиряк «Из далёкого прошлого»)

Заложенные еще в раннем детстве родителями любовь и уважение к книге и тем людям, которые ее создавали, писатель пронес через всю свою жизнь.

-6

«У нашего поколения, которое помнит дорогую книгу, сохранилось особенное уважение к ней, как предмету высшего духовного порядка, несущего в себе яркую печать таланта и святого труда».

(Д.Н. Мамин-Сибиряк «Из далёкого прошлого»)

«В нашем доме книга играла главную роль», – писал в своих воспоминаниях Д.Н. Мамин-Сибиряк. И это действительно так. В этом вы можете убедиться, пройдя по Литературно-мемориальному музею Д.Н. Мамина-Сибиряка.

И уже в первой комнате, кабинете отца, вы увидите много книг. Это богослужебные книги: Ветхий Завет и Псалтыри, которые Наркис Матвеевич Мамин читал по вечерам, сидя за маленьким столиком в углу кабинета.

-7

Здесь же стоял книжный шкаф. Он был, по словам писателя, «душою дома».

Книжный шкаф в кабинете Н.М. Мамина

«В нём, как в электрической батарее, сосредоточилась неиссякаемая, таинственная могучая сила, вызвавшая первое брожение детских мыслей. И этот шкаф мне кажется тоже живым существом».

(Д.Н. Мамин-Сибиряк «Из далёкого прошлого»)

Историю появления в доме книжного шкафа Д.Н. Мамина-Сибиряк описал в своей автобиографической повести «Из далёкого прошлого».

В маленьком посёлке Висимо-Шайтанского завода не было столяра, который сумел бы его сделать. Пришлось заказывать шкаф в Тагильском заводе.

«Помню, как мы ждали несколько недель, прежде чем подвернулась подходящая оказия. Его привезли зимой, вечером, в порожнем угольном коробе. Это было уже настоящее торжество. В детстве я не знал вещи более красивой. Представьте себе две тумбы, на них – письменный стол, на нём две маленьких тумбы, а на них уже самый шкаф. Наш шкаф был самой замечательной вещью в свете, – особенно когда на его полках разместились переплетённые томики Гоголя, Карамзина, Некрасова, Пушкина и многих других авторов».

(Д.Н. Мамин-Сибиряк «Из далёкого прошлого»)

С замирающим сердцем смотрели дети на книги, которые пройдя через тысячи рук, преодолев тысячи вёрст пути, встали на полочки книжного шкафа.

Любовь к чтению, книгам породила мечту Дмитрия Мамина стать писателем. Этому предшествовал случай.

Наркис Матвеевич решил купить лошадь (казённая лошадь была так стара, что на ней было боязно выезжать в соседние отдаленные деревни). Договорился с продавцом и тот привел лошадь к дому Маминых. Конь был хорош! Молодой, длинноногий! Но продавец запросил за лошадь 25 рублей, а у Наркиса Матвеевича было только 20. Уступить продавец не захотел и сделка не состоялась. Дмитрий очень расстроился и целый день переживал. Вечером Анна Семеновна, желая отвлечь сына от грустных мыслей, показала ему несколько страниц книги, которую они читали и сказала, что писателям, которые пишут книги платят хорошо. Напишет он несколько страниц и ему заплатят целых 50 рублей. Вспоминая этот случай, в 1906 году в письме своей матери он написал:

«Эта цифра меня просто поразила. Помилуйте, ведь за 50 рублей можно купить пару лошадей?» и ниже добавил:

«В детских мечтах есть скрытое пророчество, я сделался писателем, хотя и езжу на чужих лошадях» (Письмо к матери. 1906г.)

Наркис Матвеевич и Анна Семеновна Мамины – родители будущего писателя. Оба выросли в семьях священнослужителей, но при этом питали огромную любовь к книгам и эту любовь смогли передать своим детям.

Наркис Матвеевич закончил духовное училище и Пермскую духовную семинарию. В семинарии он впервые увидел книги совсем другого содержания. Вместе с другими воспитанниками зачитывался запрещенными книгами из подпольной библиотеки. Произведения Чернышевского, Герцена, Белинского обсуждались семинаристами в горячих спорах, формируя свое особое отношение к окружающей их действительности.

Н.М. Мамин
Н.М. Мамин

В течение всей своей жизни он очень много читал. Приобщил к этому занятию свою молодую жену Анну Семёновну, детей. Он читал не только книги богослужебные, но и светские, а также периодическую печать (газеты, журналы). Дружил и переписывался с людьми образованными, интересными (К.П. Поленовым, Н.К. Чупиным, Д.П. Шориным и другими) и оказывал помощь Наркису Константиновичу Чупину в его работе над «Географическим и Статистическим словарем Пермской губернии».

«В моих воспоминаниях отец так и сохранился, как человек, который вечно был занят и отдыхал только за книгой или газетой».(«Из далёкого прошлого»)

Анна Семёновна Мамина выросла в семье дьякона из Горного Щита Семена Степановича. Образование получила дома. Обучена была чтению, письму, начальному счёту. Книг в доме не было и это всегда удивляло Дмитрия, когда в детстве он приезжал туда погостить.

«Главной особенностью дедушкина домика от нашего висимского заключалась в том, что в нем не было книг… Были книги богослужебные, разрозненные тома какого-то духовного журнала – и только. Меня это страшно удивляло, и когда я приставал к дедушке с расспросами на эту тему, он с улыбкой отвечал: – А для чего мне книги?» (Д.Н. Мамин-Сибиряк «Из далёкого прошлого»)

Замуж Анна Семёновна вышла в 17 лет и под влиянием мужа очень быстро пристрастилась к чтению. Она читала много, но любимыми её авторами были Пушкин, Лермонтов, Некрасов и много их произведений она помнила наизусть до глубокой старости. Она много внимания уделяла своим детям, много читала им вслух и воспитывала в них стремление к знаниям.

Труды родителей не пропали даром – все дети Маминых с большим удовольствием слушали рассказы, сказки, которые им читали родители и сами много читали.

Через много лет, воспоминая эти тихие семейные вечера, Д.Н. Мамин-Сибиряк писал: «Мне с особенной яркостью представилась картина нашей жизни в Висиме, любимый шкаф с книгами, чтение по вечерам, разговор о прочитанном…»

(Д.Н. Мамин-Сибиряк «Из далёкого прошлого»)

Решив посвятить свою жизнь писательскому труду, Дмитрий Мамин понимал, что нужно приложить много сил, труда чтобы достичь такого уровня, чтобы называться писателем. Он долго был не уверен в своем выборе и советовался с отцом

«Ведь нужно слишком много ума и природной проницательности, чтобы взвесить свои силы, оценить их, угадать их назначение – одним словом, решить, куда и на что способен человек».

(Письмо родителям от 29.02.1872г. г. Пермь)

В свою очередь Наркис Матвеевич в письмах поддерживал сына в его стремлении найти свое призвание, радовался его первым литературным успехам, советовал не обращать внимания на временные трудности и одновременно с этим старался предостеречь сына от соблазнов и легких побед.

В своих будущих книгах Дмитрий Мамин хотел открыть людям Урал, рассказать о тяжелом труде заводских рабочих, старателей, бурлаков. Пусть перед читателем оживет прошлое и настоящее этого удивительного края. И этот свой замысел он осуществил в книге «Уральские рассказы».

Писатель любил эту книгу, и всем своим друзьям говорил: «Читайте мои «Уральские рассказы» - это лучшее, что у меня есть». И действительно, здесь показана жизнь людей, которых он видел с детства: старатели, сплавщики, заводские мастеровые, охотники. Их жизнь была ему близка и понятна, и о них он рассказывал в своих книгах всему миру.

Впечатления, полученные в детстве, природа окружающая его в детские годы получили свое отражение в многочисленных произведениях Д.Н. Мамина-Сибиряка.

Когда в жизни Д.Н. Мамина-Сибиряка появилась дочка Алёнушка, он занимался её воспитанием сам и огромную роль при этом отводил детской книжке. И именно для нее он создал целые циклы произведений для детей: «Аленушкины сказки», «Светлячок», «Детские тени».

Дочь Мамина – Алёнушка в детские годы была ребенком болезненным, поэтому писатель все знания детской литературы смог не только вспомнить, но и, пропустив через себя, свой жизненный опыт смог преобразить и создал ряд сказочных произведений «Алёнушкины сказки».

В радужной перспективе детских воспоминаний живыми являются не одни люди, а и те неодушевлённые предметы, которые так или иначе были связаны с маленькой жизнью начинающего маленького человека. И сейчас я думаю о них, как о живых существах, снова переживая впечатления и ощущения далёкого детства.

В этих немых участниках детской жизни на первом плане, конечно, стоит книга… Это была та живая нить, которая выводила из детской комнаты и соединяла с остальным миром.

(Д.Н. Мамин-Сибиряк «Из далёкого прошлого»)

Творчество Мамина-Сибиряка было плодотворным и разнообразным: романы, сказки, очерки, а начиналось все с небольшой скромной библиотеки дома Мининых.

Н.А. Рассадникова, специалист Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»