С 1 сентября вступят в силу новые правила организации частного извоза. Водители такси должны иметь лицензию, установить на крышу авто «шашечку» и отчитываться за доход в налоговую. «ФедералПресс» пообщался с сотрудником сервиса «Яндекс.Такси» и узнал, как теперь изменится рынок.
ИП или самозанятость теперь обязательны
Новый закон 580-ФЗ разрешает таксовать тем, кто работает по найму, заключив трудовой договор, или кто зарегистрировал свое ИП. По мнению таксиста Никиты Данилова, для многих такой вариант будет неприемлем, так как большое число водителей оказывают услуги такси в качестве подработки. И теперь им необходимо легализовать деятельность и сообщить о своих счетах.
У самозанятого должен быть договор с одной из служб заказа такси, так как, в отличие от ИП, он не может заниматься перевозками сам по себе.
«Закон вступает в силу с 1 сентября, но уже сейчас таксисты задумались о том, как работать дальше. Практически ни у одного таксиста нет оформленного ИП, статуса самозанятого и договора с фирмой. Я не думаю, что компании, которые предоставляют возможность заработка, начнут брать сотрудников официально. После оформления ИП или статуса самозанятого водитель также сможет продолжить работать на себя либо на службу заказа, заключив с ней договор, но при этом нужно будет платить налог за себя, а компания также будет брать процент», – рассказал Никита.
Согласно новому закону, получить разрешение на работу в такси смогут водители, которые соберут весь пакет документов:
- медицинская справка об отсутствии противопоказаний для управления автомобилем;
- права категории B и водительский стаж от 3 лет;
- справка об отсутствии судимости;
- выписка из реестра такси:
- для самозанятых дополнительно – договор со службой заказа.
Часть таксистов уйдет в сентябре
В беседе с «ФедералПресс» таксист признался, что пока не готов оформлять статус самозанятого или становиться ИП, кроме того, специалисты, которые курируют его работу в «Яндекс.Такси», якобы попросили заплатить взнос, но не объяснили для чего он нужен.
«В «Яндекс.Такси» мне предложили заплатить 7 тысяч рублей, и за 30 дней они оформят для меня лицензию. При этом не уточнили, необходимо ли мне будет дальше, после того как я заплачу взнос и получу лицензию, оформлять статус самозанятого или открывать ИП. Поговорив таксистами, я пришел к выводу, что для многих водителей – это не основной заработок, а подработка. Например, я работаю в такси только в свободное время. В месяц можно получить до 15 тысяч рублей. Разумеется, я не перейду на основную работу в такси, но и терять приработок не хочется. Такие, как я, вполне могут подождать месяц и посмотреть, насколько сильно изменится ситуация с такси», – поделился своим мнением водитель.
Никита пояснил, что отработает весь август, а в сентябре просто временно прекратит работать. По его мнению, так могут поступить 50 % таксистов, которые имеют другую официальную работу.
Данилов уточнил, что чаще всего город нуждается в такси во время непогоды, морозов, чрезмерной жары, во время ливней и в часы-пик. Трафик такси увеличивается также на выходных и вечером в пятницу. Эти моменты он и использует для того, чтобы выходить на рейсы.
«Кто-то уйдет на две недели, кто-то уйдет на месяц – важно понять, как будет работать такси в новых условиях. Если таксист будет платить за себя в налоговую и в то же время отчислять деньги в компанию, то сумма заработка, разумеется, сократится. Поэтому встает вопрос повышения цен. Насколько тарифы вырастут, останется ли услуга так же востребована среди населения, как сейчас?» – задается вопросом он.
Кроме того, таксистам необходимо будет иметь при себе путевые листы и проходить медосмотры. Такие нововведения осложняют возможность подрабатывать в такси.
Кто не сможет больше работать
По словам таксиста, часть водителей работать после вступления в силу нового закона просто не смогут.
«Среди таксистов много тех, кто отсидел, и сейчас встает вопрос о том, смогут ли они вообще работать. Если нет, то тогда численность водителей сократится еще больше», – считает Никита Данилов.
Согласно новому закону, в случае передачи сервисом пассажиров таксистам, которые не имеют права заниматься перевозкой, закрыть могут всю компанию.
«Но насколько это будет соблюдаться, пока не ясно. Вряд ли из-за одного или трех заказов закроют «Яндес.Такси». Также таксистам будет необходимо иметь на машинах «шашечки» такси. Их можно купить самостоятельно, но без лицензии смысла нет», – говорит Никита.
По мнению собеседника, подобные изменения могут привести к повышению стоимости поездок и дефициту водителей, ведь для тех, у кого это не основная деятельность, такие условия кажутся неисполнимыми. Чаще всего они заходят в приложения такси, когда понимают, что появилось свободное время. У них нет путевых листов, они не проходили медосмотр, им не нужно отчитываться перед налоговой.
«У меня есть предположение, что если таксист легализуется, оформит ИП, статус самозанятого или же устроится в компанию для того, чтобы за него платили налоги и он получал официальный оклад, то в результате заработная плата таксиста станет существенно ниже того, что мы сейчас имеем. Именно поэтому «подработчики» могут уйти совсем из сферы такси, что приведет к дефициту машин или появлению «черных таксистов» и новых нелегалов с разработкой какого-то другого приложения», – считает сибиряк.
По данным сайта «Гарант.ру», с 1 сентября таксисты должны будут работать по общему правилу не более 8 часов в день при пятидневной рабочей неделе и не более 40 часов в неделю, либо может применяться суммированный рабочий учет времени за весь месяц.