Найти тему
Вечерняя Москва

17 мгновений длятся полвека

Ну как вчера это было! Родители поставили поперек стены шкаф, прицепили к нему шторку, и так у меня образовалась своя комната, где уместились кровать и маленький секретер.

И вот теперь я точно знаю, когда это было: 11 августа 1973 года! Мне было четыре с половиной года, я прекрасно поняла, что меня стремятся побыстрее уложить спать, потому что по телевизору будут показывать нечто особенное. Послушно отправившись в кровать, я нашла в шторке изъян — разошедшиеся нитки, прокрутила пальцем в ткани дырочку и впилась взглядом в экран.

Напрасно мы думаем, что дети ничего не понимают. Они понимают куда больше, чем кажется! Да, 11 августа 1973 года, ровно 50 лет назад, начался показ великого фильма Татьяны Лиозновой, снятого по роману и сценарию Юлиана Семенова, — «Семнадцать мгновений весны».

Не поверите, но я поняла все. Ну или почти все, по крайней мере в «невоенной» части картины, насчет политических интриг — нет, конечно. Я помню, как замирало и болело сердце у меня, маленькой, когда пастор Шлаг неумело встал на лыжи, и когда погиб профессор Плейшнер — очаровательный, милый, но такой невнимательный, и когда Штирлиц не мог подойти к жене, и когда радистка Кэт пряталась под землей уже с двумя малышами...

 Кадр из фильма «Семнадцать мгновений весны» / 1973 год
Кадр из фильма «Семнадцать мгновений весны» / 1973 год

50 лет фильму Татьяны Лиозновой. Великому, мощному, честному. Показавшему немцев не гротескно-нелепыми недотепами, а умными и хитрыми соперниками. Собравшему уникальный актерский состав, из которого, увы, практически никого уже нет в живых... Подарившему нам великую музыку Микаэла Таривердиева и песни, исполненные Иосифом Кобзоном.

Полвека прошло! А смотрится картина на одном дыхании. Я все пыталась найти ответ, почему этот фильм для взрослых стал таким потрясением для меня, маленькой. Наверное, поняла.

Я восприняла его как реальную историю, что возможно, только если сталкиваешься с настоящим искусством. Для создания шедевра Семенову понадобились пишущая машинка и бумага, а Лиозновой — камера. Ну и таланта у обоих было с избытком. Кстати, на следующей неделе картину будут повторять. Пересмотрю точно.

Эксклюзивы "Вечерней Москвы"

Атмосфера тепла и уюта: как бюджетно украсить дом к предстоящей осени

Нежестокое обращение? Почему подстреливший соседскую собаку житель Подмосковья избежал наказания