Информационный повод. Компартия КНР поставила задачу ликвидации духовного вакуума в китайском обществе.
Прокомментирую.
В ретроспективном изложении китайская социальная политика выглядит так.
1. "Великая пролетарская культурная революция" (1966-1976) под руководством Мао Цзедуна.
2. Лозунг "Обогащайтесь", провозглашенный Ден Сяопином в 1978 году с началом политики реформ и открытости.
3. Попытка восстановить традиционные китайские ценности с приходом в 2012 году Си Цзиньпина.
В принципе, Россия и Китай прошли одинаковые стадии своей общественно-экономической эволюции и столкнулись с одной и той же проблемой.
Что это за проблема?
Тезисно она будет звучать так:
Заимствование моральных принципов и моделей поведения либерального капитализма.
На житейском уровне такое заимствование проявляет себя в виде эгоизма, утраты восприимчивости к духовным стимулам, падения культуры поведения, утраты национальных корней. Итогом является постепенное угасание трудовой энергии и распространение иждивенчества.
В 2012 году вновь избранный Председатель КНР провозгласил "Новую эпоху", модифицировав её в "Новый поход" на очередном съезде КПК в 2022 году. Суть этих инициатив схожа, если сравнивать с идеей Русского мира. И в России, и в Китае предлагается вернуться к историческим корням, апеллируя к древности обеих цивилизаций. Си Цзиньпинь призывает культивировать идея Конфуция, Владимир Путин напоминает нам о русских философах.
Добавляет схожесть ситуации в обеих странах наметившаяся тенденция к сокращению численности населения. В России она началась значительно раньше, по понятным причинам. В Китае о сокращении стало известно по результатам 2022 года, когда впервые в его 5000-летней истории произошло сокращение населения на примерно миллион человек.
Какова цель устранения духовного вакуума?
Очевидно, это попытка преодолеть буржуазную разобщённость китайского и российского обществ. Последние события в России и предполагаемый конфликт Китая с США из-за Тайваня показали нестабильность общественных настроений. В России такая нестабильность переросла в массовое национальное предательство во всех социальных слоях.
Задам следующий и самый важный вопрос: - Удастся ли руководству обеих стран устранить духовный вакуум?
Мой ответ будет таким: - В рамках озвученных предложений НЕ УДАСТСЯ.
Православие и конфуцианство не преодолеют тенденцию населения к плотским приоритетам. Разрушительная материальная доминанта обладает колоссальной живучестью. Она толкает среднего человека в зону неуправляемого потребления, несмотря на очевидно смертельные риски как для индивида, так и для социума в целом.
Почему российские и китайские теоретики этого не понимают?
Ответ прост: - Они ищут решения в рамках буржуазных ценностей.
Поясню.
Только капиталистической системе удалось решить основную проблему человека - удовлетворить его базовые потребности в пище и бытовых товарах. Однако по мере роста материального благополучия в буржуазном обществе нарастает социальная апатия, поскольку подавляющее количество его членов теряет материальный стимул к труду. С этого момента возникает устойчивая тенденция к депопуляции такого общества и его исчезновению. Большинству населения не дано этого понять, поскольку процесс деградации растянут времени на 50-100 лет и выходит за рамки жизни одного поколения.
Считать, что духовная идея сама по себе способна преодолеть деградацию средней массы сытого населения - идеализм. Именно такой идеализм сегодня демонстрируют Путин и Си. Оба они не нашли пока теоретического базиса для духовной реформы. Если так будет и дальше, то заявленных целей достичь не удастся. Напротив, духовная деградация российского и китайского обществ будет только ускоряться. Результатом станет распад обеих цивилизаций и исчезновение с мировой арены. Причём, подобная перспектива является не столь уж отдалённой - лет сто. Китай повторит свою историю Опиумных войн (XIX век), а Россия - распад Киевской Руси (XII-XIII века).
Где выход?
Как я уже сказал, он лежит в плоскости верных теоретических представлений о развитии общества. Повторюсь, что добровольно средний человек из любого социума не откажется от эгоистического образа жизни. Для коррекции его социальных шаблонов требуется репрессивное принуждение, основанное на моральных идеалах.
Как можно обосновать мою точку зрения?
Сделать это просто, достаточно обратиться к недавнему историческому опыту. В 1928 году генсек ЦК ВКП(б) Иосиф Сталин выдвинул идею об обострении классовой борьбы по мере развития социализма в СССР. В советском обществе того времени нарастала поляризация настроений и возникло массовое сопротивление социалистическим реформам, в том числе в духовной сфере. Тогдашняя ситуация предсказывала нынешнюю, когда по мере роста материального благополучия происходит духовная люмпенизация народа. Ради этого самого благополучия населением пренебрегаются этические константы - уважение к родителям, понятие Родины, патриотизм.
Когда кто-то негативно вспоминает сталинские репрессии, то он забывает о процветающем в тогдашнем советском обществе вредительстве. Это то самое вредительство, которое мы ежедневно наблюдаем сегодня, читая сводки ФСБ об очередном украинском агенте из числа граждан России.
Сталинская теоретическая идея об обострении классовой борьбы после некоторой модернизации в реалии XXI века могла бы послужить плодотворным фундаментом новой политики общества развитого капитализма. Основываясь на ней, возникает ясная программа действий, позволяющая перейти из сферы теоретических рассуждений в область практических мероприятий.
Я уже много раз излагал в этом канале своё видение дальнейшего совершенствования российского общества, поэтому не стану повторяться (существует подборка "О коммунизме" и "Россия в прошлом и будущем", где приведены мои соображения). Отмечу лишь два главных тезиса.
Первое. В России должен быть конституционно закреплён Кодекс россиянина, в котором были бы изложены все моральные доминанты. Этот Кодекс должен быть основан на коллективистской идеологии в противовес нынешнему индивидуализму.
Второе. Моральные обязанности российского гражданина должны подкрепляться угрозой репрессивного наказания за их нарушение.
Только сочетание этих двух мер способно предотвратить сползание русского (и китайского) общества в моральную трясину. Никакое морализаторство без принуждения не способно изменить модель поведения современного человека, которому не требуется совершать сверхусилия для сытой жизни.
Подытоживая, мне остаётся дать рекомендацию китайской компартии отредактировать свою Программу на основе проверенного опыта, совместив репрессивную коммунистическую идеологию с капиталистической экономической свободой.
А Владимиру Путину хочется посоветовать создать жёстко ориентированную идеологическую партию, а не полагаться на аморфное конъюнктурное образование под названием "Единая Россия".