Найти тему
РБК Autonews

Водителя четырежды ошибочно лишили прав. Он узнал об этом на «Госуслугах»

В редакцию Autonews.ru обратился водитель из Санкт-Петербурга по имени Михаил (имя изменено), который рассказал о том, что в приложении «Госуслуги Авто» размещены ошибочные сведения, из которых следует, что он лишен права управления транспортными средствами. При этом водитель говорит, что не совершал правонарушений, а со стороны ГИБДД претензий к нему не было. Напомним, что сейчас ведется работа над тем, чтобы снять с водителей обязанность иметь при себе физические водительские удостоверения и разрешить предъявлять вместо них QR-код в приложении «Госуслуги Авто». Autonews.ru разобрался, как такая ошибка могла произойти.

Лишен от Белгорода до Благовещенска

По словам Михаила, установить приложение «Госуслуги Авто» он решил из интереса, в том числе после прочтения материала Autonews.ru о том, что в будущем это приложение на телефоне заменит физические права. Регистрация прошла без каких-либо проблем, и никакой информации о лишении прав поначалу не отображалось.

Спустя некоторое время Михаил решил продемонстрировать «новые технологии» приятелю и убедить его в том, что в скором времени возить с собой водительское удостоверение будет необязательно. Войдя в приложение, он обнаружил, что лишен права управления транспортным средством на 18 месяцев, причем уже четвертый раз подряд.

Фактически череда лишений тянулась за Михаилом с 2015 года, и почти сразу после того, как срок лишения заканчивался, в силу вступало новое. В распоряжении Autonews.ru есть скриншоты приложения.

   Личный архив
Личный архив

Удивляет география судов, принимавших решения о лишении прав. Это Брянск и Белгород на западе России, Ивановская область в центральной части страны и даже дальневосточный Благовещенск. По словам Михаила, во всех этих областях в указанные сроки совершения правонарушений он даже не был.

При этом никаких претензий со стороны собственно ГИБДД к нему не возникало. В декабре 2022 года, когда согласно приложению «Госуслуги Авто» Михаил был лишен прав, он благополучно поменял водительское удостоверение с истекшим сроком действия в ГИБДД, а за последние три года был трижды остановлен автоинспекторами для проверки документов, и ни разу к нему не возникло каких-либо претензий.

   Личный архив
Личный архив

По словам Михаила, сразу после обнаружения информации о лишении прав он позвонил в службу поддержки «Госуслуги Авто» и, потратив немало времени на общение с ботом, смог связаться с «живым» оператором. Последний настоял на том, что данные автоматически поступают из ГИБДД и ошибки сервиса быть не может.

После этого Михаил уже на сайте ГИБДД проверил свое водительское удостоверение и убедился, что за ним не значится не только никаких лишений, но и штрафов. Сделав скриншот на сайте ГИБДД, он вновь направил эту информацию в службу поддержки «Госуслуги Авто», после чего из приложения внезапно исчезла вся информация о лишениях его прав.

   Личный архив
Личный архив

«При этом на мое последнее обращение никто не ответил, не извинился, не объяснил, что произошло. Просто убрали информацию о том, что я лишен права управления транспортным средством, и все», — рассказал Михаил.

Как это могло случиться. Версия первая

Autonews.ru обратился за комментарием в Минцифры, которое отвечает за работу приложения «Госуслуги Авто», и в ГИБДД. В Минцифры ответили, что они являются лишь операторами, своими базами данных не располагают и в приложении лишь отображают данные, поступающие от других ведомств, в данном случае из ГИБДД. В ГИБДД за запрос Autonews.ru на момент написания заметки не ответили.

При этом в Минцифры признали, что в основной базе ГИБДД могли содержаться корректные данные, но настаивают, что к ним от Госавтоинспекции, вероятно, поступила ложная информация, что и вызвало ошибку в случае с конкретным водителем.

По мнению юриста и автоэксперта Катерины Соловьевой, ошибка все же могла возникнуть на стороне «Госуслуг», при этом эксперт отметила, что такие неприятности всегда быстро устраняются.

«Именно с «Госуслуги Авто» подобных случаев в моей практике пока не было, но к самим базам и «Госуслугам» вопросы возникали и прежде. Это не прозрачный сервис, за ним нет общественного контроля, так что понять, из-за чего возникают сбои, не так просто, и сбои ли это. Иногда складывается впечатление, что сотрудники сервиса при попытках внедрения нового функционала просто временно то ли приписывают случайным людям нарушения, которых не было, смотрят, как это отображается в системе, а затем все удаляют, то ли происходит путаница при интеграции баз данных», — говорит Соловьева.

Юрист вспомнила, что в свое время, когда контроль за использованием ремней безопасности с помощью камер осуществлялся в качестве эксперимента, к ней обращались клиенты, к которым уже начали приходить подобные штрафы на «Госуслуги», хотя официально эта система еще не была запущена. Тогда спустя короткое время штрафы на сервисе удалялись автоматически и обжалования не требовалось.

    Ярослав Чингаев / ТАСС
Ярослав Чингаев / ТАСС

Основатель общественного проекта «Подслушано у ДПС» Валентин Ильинов, который специализируется на юридической поддержке инспекторов ГИБДД, предположил, что в базе ГИБДД при внесении данных о водителе произошел сбой. По просьбе Autonews.ru он изучил данные о лишениях и отметил, что на сайте ГИБДД права этого автомобилиста значатся как действующие.

«Тем, кто попал в подобную ситуацию, не нужно бояться проблем и нужно сразу писать обращения в ГИБДД и на «Госуслуги». Рассказать, что произошел сбой или данные задвоились с тезками», — отметил Ильинов.

С тем, что возможен и человеческий фактор, согласен и специалист в области IT Кирилл Островский.

«Если данные вводятся вручную, всегда существует вероятность ошибки. Оператор может случайно ввести неправильные данные или записать информацию о лишении водительских прав несколько раз. Нельзя исключать и злонамеренные действия. Хотя это менее вероятно, всегда существует шанс, что данные были изменены или повреждены злонамеренно», — говорит эксперт.

О ручном вводе предупреждает и Соловьева. По ее словам, в случае с лишениями информацию в базу всегда вносит конкретный сотрудник ГИБДД, и в теории он может, начав ввод, выбрать верхнего из списка однофамильцев, не долистав до настоящего нарушителя.

Версия вторая: ошибки в базе ГИБДД

Два программиста, с которыми побеседовал Autonews.ru, на условиях анонимности выразили мнение, что база данных ГИБДД, на которую ссылаются в Минцифры, сама по себе не лишена ошибок.

«База ГИБДД одна из самых проблемных среди тех, что существуют в различных госструктурах», — говорит один из ведущих специалистов в крупной IT-компании.

Другой собеседник Autonews.ru, который много лет работает ведущим программистом баз данных в коммерческих организациях, описывает проблему так: «Базы государственных служб, например ГИБДД или налоговой, на мой взгляд, работают очень «криво».

Также собеседник предположил, что проблема могла возникнуть на этапе синхронизации баз данных регионов ГИБДД.

   Сергей Карпухин / ТАСС
Сергей Карпухин / ТАСС

«В базах данных синхронизация идет не по фамилии, имени и отчеству и даже не по номеру водительского удостоверения, а по внутреннему идентификатору. В качестве примера можно привести ИНН в налоговой. В ГИБДД должен быть свой аналог такого идентификатора, по которому синхронизируются базы. На практике, если все сделано криво, один и тот же индикатор может быть присвоен двум разным водителям в разных регионах или у одного водителя быть два индикатора», — говорит программист.

Первый источник добавляет: «Не исключаю, что в тех регионах, где произошли лишения прав, ездит однофамилец этого водителя. И когда данные вводили в базу, выше по списку оказался именно этот автомобилист, которому так повезло. Или же кто-то использует поддельные права этого гражданина».

Допускает такое и Островский.

«Программное обеспечение может содержать ошибки или баги, которые приводят к некорректной обработке или дублированию данных. Плюс «Госуслуги» могут интегрироваться с другими государственными и негосударственными системами. Если в процессе передачи данных между системами произошла ошибка, это может привести к некорректным записям. Редко, но иногда проблемы с серверами или другим аппаратным обеспечением могут привести к потере данных или к их некорректной записи», — перечисляет эксперт.

Как избежать проблем

В случае с Михаилом ошибку удалось устранить еще до того, как электронные права приравняли к обычным, причем достаточно оперативно. По словам Соловьевой, как правило, так и происходит.

При этом юрист отмечает, что чаще возможны варианты, когда в систему с задержкой поступает информация об уплате штрафов или об окончании срока лишения прав на управление транспортным средством. В этом случае юрист советует некоторое время возить с собой все бумаги, которые свидетельствуют об уплате штрафов и окончании срока действия лишения водительского удостоверения, чтобы у сотрудников ГИБДД не возникало лишних вопросов