Подоспела новая, третья двадцатка безрейтингового и основанного на чистой вкусовщине мегасписка "1001 альбом, который стоит послушать, прежде чем ты с.охнешь в миазмах .утинской России".
41 The Stranglers – No More Heroes – 1977 – панк
42. Ketil Bjornstad – David Darling – Terje Rypdal – Jon Christensen – The Sea – 1995 – вершины ECM-овского романтизма.
43. Franz Schubert - Wanderers Nachtlied - Matthias Goerne, Helmut Deutsch & Eric Schneider - 2014 (Harmonia Mundi) – пение под пианино. Вообще-то подобная музыка не вполне мне ложится, однако в этой записи есть что-то особенное. Кстати, мне кажется, что эта пластинка странным образом весьма подходит в качестве аккомпанемента для вдумчивого копулирования.
44. Frank Zappa – Sleep Dirt – 1979. – Заппа. Периода, условно говоря, фьюжнового. Я имею в виду виниловую версию альбома, которую он выпустил, разругавшись с лейблом, без вокала. В цифровую эпоху альбом переиздавался уже с песняками. Не то чтоб они прямо все испортили, но без них, я считаю, интереснее. Цифровую версию без песняков можно найти на запповской антологии «Läther” (1996).
45. Dave Brubeck Quartet – Time Further Out (Miro Reflection) – 1961 – Вест-коуст джаз. Каприсы Брубека: экзотические размеры и полиметрия. Изящество пластинке придает благородная классичность Брубека – в том плане, что схема и прием тут прячутся, а не выставлены напоказ (при этом все объясняется в лайнер-ноутс альбома). Приходится приложить работу слуха и ума, чтобы разобрать, что именно там происходит – а на первом плане все вроде бы обычно. Немудрено, что импровизационное начало на подобной пластинке умаляется в пользу композиционного, как, впрочем, это часто случается у Брубека – но мы все равно ведь его любим, правда? Блистательный Джо Морелло – один из наилучших ансамблевых барабанщиков в джазовой истории.
46. Niemen – Enigmatic – 1970. – Прог-рок с завываниями, что уж поделать, Чеслав Немен – человек своего времени. Желтый альбом, не красный двойной, а то они вроде как оба энигматики. Немен в целом – яркий образец того, как все эти роки-шмоки в восточной социалистической Европе как бы становились чем-то более серьезным, что ли. Чем изначально задумывались. Ну то есть тут для рок-звезд образовалась еще какая-то иная «экологическая ниша», можно было быть не только завернутым психоделиком или веселым торчком. Не то чтоб прямо этим стоило гордиться. Но порой получались вещи нешаблонные.
47. Rabih Abou-Khalil – Al-Jadida – 1990 – World Music. На уде играет. Уд - это такой музыкальный инструмент, вроде лютни. А не то, что.
48. Van Der Graaf Generator – A Grounding In Numbers – 2011. – Никогда не знал,к чему относится генератор. Наверное, прог. Или арт. Ну вот типа как Кримсон – так же и Генератор. Поздний альбом, без развернутых вещей, практически без инструментальных фрагментов – чисто короткие песни – но с фирменным, конечно, хэммиловским отчаянием от ума, от такой сжатости только набравшим градус. Есть весьма нестандартные с вибрафоном (или, может, маримбой, не вспомню) в сопровождении.
49. David Torn – Prezence – 2007 – Фьюжн, пост-фьюжн, эйсид, чёрт-те что. Электрогитара, саксофон, орган (даже меллотрон) и барабаны. Звучание общее в электронном духе. Напоминает, наверное, кримсон-проджектс. Нервная музычка. Будит образы в духе абстрактного изобразительного искусства.
50. Phantom Band – Phantom Band – 1980 – Группа барабанщика Can Яки Либецайта. Сплав фирменного кэновского краута с интонациями и манерой (главным образом в пении) фанка, соул, R’n’B, иногда почти похоже уже на какого-нибудь Филипа Бейли.
51. PSI – Horizonte – 1977 – Великолепный баварский джаз-рок кентерберийского духа.
52. J.J. Cale – Really – 1973 – Белый блюз. Один из лучших альбомов великого музыканта. К несомненным достоинствам альбомов Джи Джи следует отнести также и то, что они очень коротенькие, да и пьесы без запилов.
53. Jaki Byard – Freedom Together – 1966 – Джаз. Авангард – но не фри. Стилистические опыты. Отчетливое блюзовое начало. Ну, это вообще один из самых интересных периодов в джазовой истории. Байард играет приблизительно на всем, но не поет. Поет другой. Ну и группа тоже есть, не один Байард.
54. Сергей Труханов – Песни потерпевшего кораблекрушение – Песни без барабанов на стихи современных поэтов
55. Pablo Casals – Бах. Сюиты для виолончели (BWV 1007 – 1012) – записи 1936-1939 годов – У меня это существует в виде советских виниловых пластинок из безразмерной серии «Из сокровищницы мирового исполнительского искусства», но в цифровом виде, конечно, издавалось, многократно.
56. Christoph Willibald Gluck - Orfeo ed Euridice – 2001 – Harmonia Mundi – Rene Jacobs – Опера. Во как.
57. Rokia Traoré – Tchamanché – 2008 – World-music, певица из Мали
58. Helen Merrill-Ron Carter – Duets – 1989 – Пение женским голосом вечнозеленых джазовых баллад под контрабас. Это не вершина импровизационного джаза, но пластинка красивая, вдумчивая и с атмосферой.
59. Yello – Baby – 1991 – Электронно-аппликационный антиминимализм. По мне, так музычка этих неспешных мастеров стремного перкашена, электроники и коллажа навсегда останется помоднее всяких техно и брекбитов, которые в определенном смысле уже в себе и содержит. Слушать лучше на виниле. Даже и на позднесовестком, имевшем массовый тираж.
60. Luciano Berio – Sinfonia – 1969 – Les Swingle Singers, The New York Philarmonic Orchestra – авангардная композиторская музыка второй половины XX века.
Михаил БУТОВ