Спрашивают, почему я не комментирую последние события на фронте. Вот ведь приучили читателей и слушателей, что каждая жучка все подряд комментирует. Я смотрю. Слежу. Я и прошлые наступления-отступления не комментировала, за исключением обсуждения тяжелых последствий (со стороны ВСУ) для жителей оставленных городов.
Помимо того, что все привыкли к непреодолимой тяге некоторых людей высказываться по каждому поводу (уже и Монтян стала военным аналитиком, и актеры с певцами), аудиторию приучили к другому: публичные персоны сегодня постоянно стараются высказать свою лояльность той или иной группе, тому или иному курсу, оттого спешат комментировать все и сразу, чтобы их верно поняли: либералов - либеральные гуру, лоялистов - власть, патриотов - консервативные силы. Поэтому все торопятся объяснить, как будто в норме предполагается, что взгляды человека чрезвычайно изменчивы и если он их публично не подтвердил, это бросает на него тень.
Мои взгляды не изменились. Да и с чего бы? Я поддерживала страну, когда она отступала, почему я должна передумать, когда она стала наступать? То же касается удара по Москва-Сити, сбитых беспилотников. Ну, во-первых, я была в дороге. Во-вторых, я уже все сказала и на Дзене, и в колонках. В-третьих, через неделю мы всей семьей возвращаемся в Петербург, я больше не житель деревни, я буду наравне с другими жителями мегаполисов нести все риски удара. Что я могу думать об этом? Зачем меня постоянно спрашивать? Какое у меня может быть мнение? Я ведь давно высказалась. И конкретно по ударам: противник явно считает, что мы испугаемся и потребуем от нашей армии сдаться, но эффект обратный.
Я не попугай, чтобы сорок раз повторять, я все давно и ясно сказала: и о безусловной своей поддержке родины всегда, и о поддержке армии
Крупными буквами поясняю - нет, я бы не поддержала захватническую войну, я об этом написала в марте-апреле 2022 года, о том, что у России есть моральный аргумент и мне он понятен. У меня нет моральных противоречий, я не раз писала: все это считаю следствием слабой дипломатии и хилой политической воли, решать проблему Донбасса и Украины нужно было жестко, но мирно и, главное, давно! Но случилось, что случилось. И я поддерживаю свою страну!
Даже если я при этом никогда не поддерживала "первое лицо" (имею в виду безусловную принципиальную поддержку всего, многое он делает здраво и я назло системе этого не отрицала). Более того, я писала, что перевожу деньги на нужды бойцов.
Так как я персона, обладающая какой-никакой публичностью, для меня этот жест многого стоит, в первую очередь - риска попасть под санкции. И множество моих текстов для канала 360TV и здесь, на Дзене, легко могут привести к включению меня в санкционные списки. И не факт, что меня уже не включили, ведь полные списки мало кто видел, мы узнаем из новостей лишь о немногих именах, когда пишут, что такого-то знаменитого включили в санкционные списки, самих списков не показывают. Я писала еще прошлой весной, что меня один гражданин, известный вам под кодовым именем милый друг, лоббировал под санкции, но из личных мотивов, воспользовавшись возможностью. После этого я пару раз пыталась проверить обновляемые санкционные списки, да не хватило сил - тонула в ризоме европейской бюрократии, эти списки не так-то просто найти, тем более каждый новый вариант.
Вас вот за комментарии под моими текстами вряд ли включат под санкции, а меня могут, так что поддержка моя своей страны не только осознанная - она сопровождается некоторым риском. Тем, кто случайно зашел на мой канал, некоторые мои прилипалы любя повыделываться и объяснять, что я простой блогер и домохозяйка. Но я не блогер, я журналист, который достаточно давно публикуется в известных изданиях. Риск попадания под санкции за позицию я осознаю и принимаю его.
Я уже за эту позицию, за утверждение, что, как только пролилась первая кровь в противостоянии, которое ведет твоя армия, ты должен или уехать, или замолчать, если не желаешь своей стране победы. Я не уехала, я всегда за свою страну, если большая опасность.
На днях, например, была годовщина войны с Грузией, я ради интереса посмотрела, что тогда писала. Ничего нового - я была за свою страну. При том, что я в то время жила в Европе. Но 08.08.08 я сидела как раз в Тюмени и мое мнение было безоговорочным: в войне я за наших
Я эту свою позицию теперь оплатила и по мелочам, потеряв большой круг общения, расположение значительной части литсообщества. Например, я вам говорила, что задумала роман всей жизни - тоже о Соловках. Я трижды была на Соловках, общалась с виднейшими их историками. И что? Всё, со мной не разговаривают! Правда, многие перестали это делать еще после моего разоблачения дела Дмитриева, но и моя позиция с 24 февраля тоже сильно повлияла.
Прибавьте к этому факт, что я, вообще-то, никогда не была ни с лоялистами, ни с охранителями, я всегда открыто осуждала власть (правда у меня хватало ума видеть изменения, поэтому я не долдоню 15 лет одно и то же, а обращаю внимание на реальные проблемы и реальные изменения). Так что моя публичная поддержка страны, армии, переводы Интербригадам и публичное одобрение создания Прилепиным батальона может в конце концов обернуться для меня тем, что там меня внесут в санкционные списки, а здесь достанут лоялисты.
Кстати, площадка наша, по моим ощущениям, попасть под санкции боится. Сейчас поменьше, но все равно. Поэтому особенно-то тут и не напишешь о своей позиции. Но я все давно написала и все сказала. Я не предатель, я всегда за свою армию. А о моей искренности позиции по Донбассу говорит тот факт, что меня в "Миротворец" вносили (как-то странно, вносили-выносили-вносили, потом угрожали внести) еще на рубеже 2016-2017 гг. Насколько помню, по инициативе бежавшего на Украину нашего блогера Владимира Мальцева и его жены, он тогда был женат на украинской журналистке с порошенковского телеканала.
Примечательно, что у всех имеющих сколько-нибудь заметный общественно-политический вес россиян бегают в комментариях украинцы и пытаются по-разному их компрометировать, как бы желая предугадать, на какой раздражитель аудитории нажать, чтобы лидеры мнения потеряли авторитет
У меня вот бегают боты и постоянно пишут, будто бы я активно восхваляла известное ЧВК, хотя я именно создание ЧВК и набор туда бойцов из особых мест осуждала. Но они хотят, чтобы вы отвернулись. Или бегают и спрашивают, почему я не высказываюсь о наступлении. А до того писали "Вы же давняя путинистка". Они не знают, кто я, и не знают, что в России это не компрометирующие обстоятельства, им же там говорят, что у нас Путина не любят.
Цель этих ботов - зародить в читателях сомнение, а не перебежал ли автор на другую сторону. Если говорить вообще, то их цель - чтобы вы перестали доверять всем, кто поддерживает свою страну несмотря ни на что.
Причем, если даже я буду каждый день писать о том, что происходит на фронте, боты все равно продолжат спрашивать, почему я не пишу. Ведь не все читатели успеют прочесть каждый текст. Так работает медиадиверсия. И на Украине в этой сфере занята тьма людей: что только ни сделаешь, лишь бы не идти в окопы.
Этих ботов и диверсантов легко узнают постоянные читатели: боты всегда делают вид, будто сами являются такими читателями, внимательно следят, все помнят, однако по их вопросам и комментариям понятно, что они задают их всем подряд чохом. Не надо их поддерживать.