Второй день Софью было не узнать. Она самостоятельно вставала с постели, садилась вместе со всеми за стол, а вечером даже вышла в общий холл и, хотя и не участвовала в общей беседе, спокойно просидела в компании постояльцев отделения до момента, пока не пришло время расходиться по палатам для ночного сна. Девушка и выглядела уже совсем иначе, чем в момент поступления и первые дни госпитализации. Она не дрожала от страха при каждом движении, спокойно смотрела в окно на залитую солнцем улицу. Представить себе такое ещё пару дней назад было невозможно.
Софью привезли напуганные родители, не понимая, чем они могут помочь – девушке казалось, что предметы вокруг неё делаются то больше, то меньше, и не только предметы, но и собственное тело её менялось, становясь то толще и короче, то уже и длиннее. Но самым страшным, по словам отца, был момент, когда Софья на миг перестала узнавать его и мать, интересуясь у них не только кто они такие, но и кто эта девушка рядом. Софья имела в виду себя. По её словам, она наблюдала за происходящим и за собой в том числе, словно со стороны, как за сценой из кинофильма.
Софье провели исследования, исключающие последствия травм головы, вирусные и бактериальные инфекции. Не подтвердились также употребление психоактивных веществ и психические расстройства, которые могут вызывать подобную симптоматику. Приняв во внимание смущенное признание Софьи в том, что она давно страдает от приступов сильнейшей головной боли, врачи сделали вывод о наличии у неё так называемого синдрома Алисы в стране чудес – нарушения зрительного восприятия, чувства времени, представления о размере и строении тела. Синдром не является отдельным заболеванием и часто сопровождает другие заболевания, чаще всего мигрень, которой страдал сам Льюис Кэррролл, описавший собственный опыт через странные метаморфозы главной героини: «Мне кажется, я складываюсь, как подзорная трубка! Так оно и было на самом деле. Алиса сделалась совсем крошкой, ростом всего в четверть метра». В этой цитате дана характеристика метаморфопсии, одного из главных признаков синдрома, при котором создается ощущение расширения, уменьшения или искажения собственного тела.
Синдром проявляется через макропсию – ощущение, при котором окружающие предметы кажутся больше (или меньше – микропсия), телепсию – ощущение, что предметы находятся дальше (или пелопсию, когда кажется, что ближе). Может возникать чувство, что время движется слишком быстро или медленно, а также деперсонализация, когда теряется ощущение реальности происходящего, как это было у Софьи. И как было у Алисы: «… ещё вчера всё шло как обычно. А может, это я сама вдруг стала какая-то не такая? Постараюсь вспомнить. Такая ли я была, как всегда, когда встала утром? Мне кажется, утром я была немножко другая. Кто же я теперь? Сначала скажите мне это, и если мне понравится быть тем, кем я стала, то я выйду наверх. А если нет, то останусь здесь до тех пор, пока не сделаюсь кем-нибудь другим…Алиса очень любила воображать, что в ней одновременно живут два разных человека».
При всей фантастичности симптомов (а фантастичными их делает совпадение с приключениями сказочной героини) они встречаются не так уж редко - десять процентов людей, страдающих мигренями, хотя бы раз в жизни испытывали подобные ощущения. Их вызывают изменение активности нейронов в коре головного мозга, что приводит к так называемой мигренозной ауре – нарушению восприятия, предшествующему головной боли. Сами по себе симптомы не опасны, в отличие от заболевания, которое их вызвало.
Мигрень – не обычная головная боль, возникающая от усталости, голода или перенапряжения. Если не заниматься лечением мигрени, она может приобрести статус хронической и существенно снизить качество жизни больного, серьезно повлиять на его дееспособность, и даже вызвать мигренозный инсульт. Как выяснилось, Софья никому не говорила о своей мигрени. Почти никому. Впервые рассказав о приступе головной боли своей прабабушке, с которой находилась тогда в доме, будучи совсем еще ребёнком, она получила строгий выговор с указанием «никогда больше не говорить о такой ерунде». «Мигрень – кушать охота, а работать лень!» - завершила женщина старой закалки свой монолог о том, как в её время все усердно трудились, несмотря ни на что, а уж головную боль и вовсе не признавали, и не замечали.
Тем не менее мигрень сделала всё, чтобы её заметили. После проведенного лечения и назначения терапии Софья, наконец, вздохнула спокойно. Для того, чтобы справиться с мигренью, ей больше не придётся «выходить из себя», как это делала Алиса.
_________________________________
Онлайн-консультации с опытным психотерапевтом в клинике Корсаков доступны каждому.