Возобновление зерновой сделки возможно только при условии выполнения требований России и соответствии договоренности гуманитарным целям. Об этом 10 августа в интервью заявил заместитель министра иностранных дел РФ Михаил Галузин.
По словам дипломата, одной из причин отказаться от продления черноморской инициативы стало использование киевским режимом морского гуманитарного коридора в военных целях, в том числе для террористических атак на Севастополь и Крымский мост.
«Такие действия противоречат духу и букве договоренности, которая, как известно, достигалась для обеспечения безопасности судоходства в Черном море», — цитирует ТАСС Галузин. Он также напомнил, что 5 июня Киев подорвал аммиакопровод Тольятти — Одесса, возобновление работы которого было одной из основ договоренности.
«Наша позиция остается прежней: …переподключение Россельхозбанка к SWIFT, возобновление поставок запчастей, налаживание транспортной логистики и страхования, восстановление доступа российских компаний к своим зарубежным активам (речи об аммиакопроводе Тольятти — Одесса уже, к сожалению, не идет), лишь после этого рассмотрение возможности реанимирования черноморской инициативы…», — подчеркнул замглавы МИД России.
Как отметил замминистра, меморандум Россия — ООН о нормализации отечественного сельскохозяйственного экспорта не был реализован из-за позиции Вашингтона, Брюсселя и Лондона.
Как писала «Парламентская газета», зерновая сделка была заключена 22 июля 2022 года на 120 дней, после чего неоднократно продлевалась. Она предполагала, с одной стороны, предоставление Россией гарантий безопасного прохода судов с украинской сельхозпродукцией из портов в Одесской и Николаевской областях. С другой стороны, Москве обещали разблокировать поставки в страну запчастей для сельхозтехники, подключить Россельхозбанк к SWIFT, запустить аммиакопровод Тольятти — Одесса, а также разблокировать активы отечественных компаний, которые транспортируют продовольствие и удобрения. Несмотря на то что украинская часть условий стабильно выполнялась всеми сторонами, обещанные России условия так и не были выполнены. В этой связи, когда очередной срок зерновой сделки истекал 18 июля, 17 июля Москва официально сообщила о выходе из договоренностей.