Мы много писали о том, что нам нравится в книгах. Но ведь то, что нас раздражает, вызывает не меньший интерес. Ведь как интересно найти: что это, почему оно так работает?
Попробуем разобраться в том, что мы собрали по опыту разговоров в нашем московском магазинчике.
Начнём с простого.
Но это же мат! (спойлер: нет)
Да, мы знаем, как переживают тревожные родители, встречая в книгах (даже не только детских или подростковых) эмоциональные выражения. Что-то мы, кажется, погорячились, когда обещали, что будет просто. Но попробуем объяснить.
ВСЕ тексты в любом издательстве, особенно когда речь о детской литературе, сверяются с ГОСТами (а если надо, ещё и с юристами). И ладно бы ГОСТы, будущей книге, которая пока называется редактурой, ещё нужно пройти через редсовет, где у каждого редактора своё мнение, а пуще того – опасения, что опять какой-нибудь читатель будет недоволен.
Обратная сторона медали: Невидимые миру слёзы авторов, проигрывающих битву редакторам. Наша боль. Но мы всегда стараемся находить баланс.
Факт:
К сожалению, растёт число читателей, которые, ни много ни мало, заняты самоцензурой. Как правило (да что там, обычно именно так), это люди с небольшим читательским опытом. Их пугает, что маленький кабан в книге для малышей дразнится: «вонючки», что кого-то назвали дураком или свиньёй, и даже просто негативные эмоции вроде «проклятого места» могут вызвать бурю негодования. (Кстати, вы ощущаете разницу между значениями слов «прОклятый» и «проклЯтый»? Оба слова литературные, но есть нюанс).
Вот интересно, что сказали бы классики, Джек Лондон, Марк Твен, Жюль Верн, Лев Кассиль, бесчисленные авторы школьной прозы, и так далее.
Чем стали бы книги без эмоционально окрашенной речи героев?
В школьной программе по родному языку обычно проходят азы стилистики. Помните, что такое эмоционально окрашенная лексика? А что такое формальная лексика? А разговорный стиль?
Всё это – область стилистики. В художественном тексте стилистический диапазон речи героев огромен! Попробуйте «поправить» разговорную речь – она станет картонной, мёртвой.
И да, именно это отталкивает читателя. Книги читают не для того, чтобы кто-то похвалил за хорошее поведение.
Длинное о «негативе»
Но дело даже не только в отдельных выражениях. Бывает, что осуждению подвергаются и реалистичные повести, и хоррор, и триллер, и даже книжки для малышей. «Ребёнок не должен видеть негатив!»
Мы очень сопереживаем тревожным родителям. Да, мы знаем, как хочется дать ребёнку лучшую жизнь (сами такие). Но когда ребёнок не получает информации о том, что в жизни бывает плохое, а то и очень плохое, что взрослые не всегда хорошие и справедливые, что на свете есть боль, слёзы, предательство, потеря близких – такой ребёнок не научится справляться со всем этим в реальной жизни.
Тут стоит разобраться с собственными установками не замечать проблем.
Запрет на эмоции – кошмар психотерапевтов. Ещё до пандемии кривая подростковых душевных расстройств выросла в 3.5 раза. И да, это потому, что никакие негативные эмоции запретить невозможно, просто к гневу, обидам, чувству непонятности добавится ещё и чувство вины за собственные чувства. Оно становится спусковым крючком для... длинный список диагнозов.
И да, многие авторы своими текстами помогают читателю отыскать приемлемый способ выражать сильные эмоции. Он может кому-то не подойти, но всегда становится отправной точкой для размышления: а как тогда это сделать?
Ну, а нравиться всем невозможно. Кто-то всегда останется недоволен. Это нормально.
Продолжение следует.
(Мы ни на что не намекаем, но на нашем сайте всё ещё скидка 20% по промокоду Summerbooks – до самого конца лета).
#книги
#книги для детей